В настоящее время большинство родителей считают, что ребёнок должен посещать дополнительные развивающие занятия. Сегодня существует большое количество секций и кружков, занимаясь в которых, дети получают возможность развиваться, общаться со сверстниками, взрослеть и тренировать познавательные процессы.
В связи с этим рождается ряд вопросов:
- С какого возраста можно отдавать ребёнка на развивающие занятия?
- Какое воздействие они оказывают на психику и развитие?
- Как понять, что подходит ребёнку, а что нет?
- Как узнать готов ли ребёнок в раннем возрасте или младше посещать дополнительные развивающие занятия?
- Как увидеть детские способности?
- Что побуждает родителей нагружать детей чрезмерно интеллектуальными или творческими упражнениями?
- Существует ли домашняя альтернатива популярным «развивашкам»?
Ответы на эти и другие вопросы можно получить из данной статьи.
Зачем ребёнку дополнительные занятия?
Когда ребёнок появляется на свет, он является в этом мире гостем. Все, что дальше будет с ним происходить — где он будет учиться, с кем общаться, чем заниматься — в большинстве случаев зависит от родителей. Когда мать и отец понимают, что на них лежит большая ответственность за формирование развития детей, они серьезно и ответственно подходят к выбору кружков, секций, детского сада и школы.
В настоящее время дополнительные занятия пользуются популярностью. Почему взрослые придают большое значение стороннему формированию личности ребёнка, которое обеспечивают не они сами, а опытные педагоги и специалисты? Зачем нужны дополнительные занятия, и в каком количестве они должны быть?
Чаще всего родители отдают детей куда-то, помимо детского сада или в раннем возрасте — в два или три года — по нескольким причинам.
- Взрослые хотят, чтобы уровень развития ребёнка был очень высоким. Такое желание чаще всего обусловлено тем, что они желают гордиться своими детьми — видеть их чемпионами, медалистами, гениями. Если взрослые в это время не прислушиваются к желаниям ребёнка и в очень нежном возрасте стремятся тренировать его интеллект, то они рискуют перестать замечать детскую личность.
- Мать и отец записывают детей на разные секции и кружки, по той причине, что сами они в детстве не имели возможности их посещать. Таким образом, родители бессознательно самоутверждаются за счет ребёнка и «излечивают» свои детские душевные травмы. Они считают, что если сами в детстве не стали пианистами, футболистами, физиками, то за них это обязательно должны сделать дети. Родители в это время уверены, что ребёнок, посещая занятия, будет абсолютно счастлив и доволен. Взрослые совершают ошибку в том, что забывают спросить у детей — хотят ли они петь, танцевать, кататься на коньках, играть в шахматы?
- Иногда родители соревнуются и конкурируют друг с другом, и тогда они, желая вырастить ребёнка более умным и сообразительным, чем у соседей, нагружают его дополнительными занятиями.
Что происходит с ребёнком, если он не испытывает желания посещать такие занятия и ему гораздо интереснее бегать во дворе, изучать камни, цветы и растения, общаться с домашними животными, ездить на велосипеде или лазать по деревьям?
Чем он старше, тем лучше может осознавать собственное сопротивление к разного вида развивашкам. Маленькие дети — до 3 лет и в дошкольном возрасте — не владеют осознанными методами воздействия на своих родителей.
Это приводит к тому, что малышам приходится делать то, что говорят взрослые и заниматься тем, к чему они их приучают. Хорошо, если ребёнок испытывает желание заниматься тем, что ему предлагают. Гораздо хуже, когда детям неинтересно рисовать, учить ноты, заниматься борьбой — тогда они страдают, быстро утомляются, теряют энергию и хорошее настроение. Будучи вынужденными заниматься чем-то через силу, даже в игровой форме, ребёнок не получает удовольствия от занятий и, соответственно, не развивается в той степени, на которую рассчитывают родители.
О чем нужно подумать взрослым, прежде чем записывать детей на дополнительные развивающие кружки?
- Зачем ребёнку занятия? Этот вопрос поможет понять цель, которую преследует взрослые.
- Что получит ребёнок, посещая занятия?
- Что получу я, как мать (или отец), если мой малыш будет ходить в развивающий центр?
Ответы на эти вопросы позволят разобраться в мотивации родителей и том, какую пользу это принесет детям. Это нужно для того чтобы исключить отыгрывание собственных детских травм через ребёнка или самоутверждение за его счет.
Развивающие клубы и центры для детей
Если дополнительное развитие детей преследует целью формирование познавательных процессов, то следует изучить все, что предлагает сфера дополнительного образования и выбрать подходящую деятельность. Возможности для детского развития сегодня очень велики. С чего можно начинать его?
Занятия для детей и родителей. На них маленькие дети взаимодействуют вместе с мамой, под руководством опытного педагога. Ребёнку позволяется изучать окружающее пространство и манипулировать с предметами. Одной из программ такого раннего развития является программа Марии Монтессори.
Детям в раннем возрасте предлагаются занятия рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией, танцами, футболом, брейк-дансом, плаванием, гимнастикой.
Дети в дошкольном возрасте могут быть заинтересованы теми же видами творческих или спортивных занятий. Также к ним прибавляются любые виды рукоделия, хоккей, боевые искусства, игра на музыкальных инструментах, вокал, компьютер. Главное при выборе кружков учитывать желание ребёнка и его таланты.
Общение с родителями
Записываясь на развивающие занятия, следует не забывать о том, что никакие новомодные и интересные кружки не заменят живого общения с мамой и папой. Детей нужно и можно развивать, особенно в той сфере, которая им интересна, однако из-за этого в семье не должно становиться меньше любви и внимания.
Вред и польза дополнительных занятий для детей
Плюсы посещения детьми клубов и центров раннего развития: формирование интеллектуальных и творческих особенностей, адаптация к детскому коллективу, снятие тревожности и стеснительности, приобретение навыков общения.
Минусы: перегруженность, эмоциональное истощение от интеллектуальной и информационной нагрузки, недостаток живого общения с родителями.
Занятия с ребёнком дома
Психологи не советуют отдавать детей в детский сад или на дополнительные занятия до 3 лет — считается, что в этом возрасте малышу жизненно необходимо присутствие матери и других близких членов семьи. Благодаря тесному общению в семье, дети гармонично развиваются, чувствуют себя спокойными и счастливыми. Занимаясь дома с мамой, ребёнок получает возможность не только развивать свои интеллектуальные и творческие способности, но также налаживать близкие отношения, что является самым главным условием для его полноценного развития и психического здоровья.