Еще недавно смерть определялась по отсутствию дыхания и пульса. Но потом появились средства, позволяющие искусственно вентилировать легкие и заново «запускать» сердце, то есть реанимировать человека. Если, конечно, он не пробыл без дыхания и пульса слишком долго. Сегодня остановка сердца и прекращение дыхания могут означать не биологическую, а клиническую обратимую смерть. Но вопросов, связанных с этим состоянием, остается очень много. На некоторые из них отвечает MedAboutMe.
Ни жив ни мертв: клиническая смерть
У живого человека постоянно, без участия его воли, происходят сокращения сердца и дыхание. Вдыхание и выдыхание воздуха насыщает кровь кислородом и выводит из организма углекислый газ, а сердце заставляет кровь постоянно двигаться по сосудам, чтобы ткани и органы получали кислород и избавлялись от ненужных веществ. Кислород необходим тканям постоянно, иначе клетки начинают погибать. Особенно чувствительны к отсутствию кислорода клетки мозга: всего через несколько минут в них начинают происходить необратимые изменения, приводящие уже к окончательной, биологической смерти.
Если клиническая смерть обратима, сердце и легкие можно заставить работать вновь, то биологическая смерть наступает тогда, когда умирает мозг.
Время на возвращение
Разные части тела могут продержаться без снабжения кислородом в течение какого-то времени. Например, оторванные конечности можно пришить обратно даже через несколько часов, и они могут нормально прижиться, сохранив свою функциональность. На этой живучести основана также трансплантология — пересадка органов, взятых у одного человека и помещенных в тело другого.
Но вот головной мозг не настолько стоек: его клетки начинают умирать уже через 3 минуты без кислорода, причем в определенной последовательности: например, гиппокамп, отвечающий за память, гибнет в первую очередь, а продолговатый мозг может продержаться на несколько минут дольше. Но все равно не более 10 минут при обычной температуре.
Реанимация основана на том, чтобы как можно быстрее заставить легкие и сердце заработать. Только это происходит чаще всего не так, как показано в медицинских сериалах, с непременным применением эффектного дефибриллятора, криками «Мы его теряем!» и «Все отошли!», «Разряд! Еще разряд!», и вот на мониторе ровная линия сменяется робкими зигзагами, все вздыхают с облегчением, пациент вернулся с того света и дышит. Бывает даже, что сразу открывает глаза и растерянно произносит — «Где я?».
Нет, в жизни все не так зрелищно, и далеко не так успешно, к сожалению.
Тем не менее, у бездыханного человека с остановившимся сердцем шансы на возвращение есть. Особенно, если окружающие немедленно вызовут скорую помощь и кто-то сумеет до ее приезда поддерживать организм с помощью искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Отсрочить гибель клеток, и мозга в том числе, может холод. Если при нормальной температуре тела смерть мозга наступает через 3-7 минут после остановки дыхания, то при понижении температуры до 33°С этот отрезок времени увеличивается на 5 минут, а если охладить тело до 18-20°С, то до 30 минут, а в отдельных случаях и более. Известны, например, случаи, когда человека, утонувшего в холодной воде, удавалось реанимировать через 40 минут после утопления. Правда, какая-то часть клеток мозга все равно может пострадать, и чем дольше человек находится в состоянии клинической смерти, тем больше накапливается таких повреждений.
Последствия клинической смерти
Если жизнедеятельность была быстро восстановлена, то никаких физических последствий может не быть совсем. Но в других случаях, если мозг долго находился в условиях гипоксии (нехватки кислорода), часть его клеток может умереть. Соответственно, после «возвращения» может обнаружиться повреждение или отсутствие каких-либо функций, за которые отвечали погибшие клетки. Может повредиться память или некоторые когнитивные функции, может пострадать моторика, как это происходит, например, при инсульте, когда из-за нарушения кровоснабжения клетки мозга также гибнут.
Но есть и еще один аспект.
Свет в конце тоннеля и другие околосмертные переживания
Клиническая смерть иногда заставляет человека переживать странные и удивительные явления.
Некоторые из «заглянувших за последний порог» после возвращения в мир живых рассказывают о том, что они «видели» и чувствовали там, за гранью. И рассказы эти нередко служат для кого-то подтверждением загробного, послесмертного существования в какой-то иной ипостаси. Как правило, если у человека после клинической смерти остались подобные воспоминания, это ощутимо влияет на его мировоззрение, характер и отношение к жизни.
Переживания могут быть разными.
Одни люди (их большинство) ничего не видели, не чувствовали, не помнят. Их опыт клинической смерти сводится к простой последовательности: перестал быть, потом очнулся, все.
Другие (примерно 1-2%) видят страшные картины, их переживания мучительны и ужасающи. Таких, кстати, меньшинство. Бельгийские ученые, изучавшие больных с «синдромом запертого человека», обнаружили, что если у них были эпизоды ОСП, то чаще всего — пугающие, страшные, мучительные, в отличие от остальных групп участников, для которых характерны скорее позитивные впечатления.
А чаще всего те, кто что-то видел и переживал, описывают околосмертные впечатления совсем другими словами. Таких людей примерно 17%, а по некоторым сведениям — до 25%.
Некоторые из них «видят» трубу или туннель, в конце которого разливается невероятно яркий, теплый, манящий свет, который неумолимо притягивает к себе. Кто-то может «увидеть» в этом свете одну или несколько фигур, в которых узнает божество, ангела, или умерших близких людей. Фигура, как правило, останавливает полет к свету, дает понять, что «еще не время», и заставляет возвращаться обратно. После чего человек приходит в себя.
Другие сообщают о «выходе из тела», о том, что видели свое тело со стороны — обычно сверху справа. Потом что-то заставляет «втянуться» обратно в телесную оболочку, хотя делать этого совершенно не хочется.
А по сообщениям большинства людей, что-то переживших в околосмертии, это «что-то» было совсем не страшным, а совсем наоборот. Чаще всего люди используют при описании своих впечатлений такие слова как «легкость», «покой», «умиротворение», «радость», «полет». А о моменте возвращения сообщают, что чувствовали разочарование и горе, причем вне зависимости от того, какая причина вызвала клиническую смерть: подобные эмоции испытывали и люди, далекие от суицидальных наклонностей.
Этот интересный феномен привлек внимание ученых уже давно, за прошедшее время накоплена большая база знаний, связанная с околосмертными переживаниями. Исследования показали, что ничего мистического или потустороннего в этих явлениях нет. Кого-то, наверное, это разочарует, но факты есть факты.
Неврология клинической смерти
Изучение мозга людей, переживших клиническую смерть и рассказавших потом о своих впечатлениях, показало: ощущение полета, отделения от тела чаще возникает у тех, у кого больше пострадало правое полушарие. «Свет» и встреча с ангелами и духами умерших более характерна для повреждения клеток левого полушария мозга. А полет по трубе или тоннелю «обеспечивает» повреждение клеток затылочной коры мозга.
Ощущение восторга, радости и умиротворения — результат выброса эндорфинов, который происходит, когда тело изо всех сил старается сохранить жизнь, «растолкать» угасающий мозг. Впрочем, «эндорфиновая теория» околосмертных видений сегодня оспаривается многими учеными.
Так называемые околосмертные переживания часто описываются пережившими их людьми как полет к яркому свету, эйфорию, умиротворение, единение со всем миром или с богом, если человек религиозен. Но на самом деле все это — не более чем симптомы кислородного голодания мозга. Когда сердце перестает работать, кровь не поступает в мозг, клеткам не хватает кислорода, а содержание токсичного углекислого газа повышается. Чем выше уровень СО2 — тем больше вероятность ярких переживаний и видений, потому что в ответ на стресс организм высвобождает обезболивающие эндорфины, которые и становятся причиной ярких галлюцинаций и эйфории.
Исследователи из Дании проанализировали анкеты более 1000 людей, живущих в разных странах. И сделали интересные выводы: у людей, страдающих мигренью с аурой, намного более вероятны околосмертные переживания с яркими видениями. Сопоставление по другим факторам (пол, возраст и т. д.) никаких связей выявить не позволило.
Околосмертные переживания (ОСП) включают эмоциональные, духовные и мистические восприятия и чувства, возникающие в ситуациях, близких к смерти. Общие темы ОСП включают внетелесные переживания, зрительные и слуховые галлюцинации, искажение восприятия времени и повышенную скорость мысли, но не ограничиваются ими. Нейронные механизмы ОСП плохо изучены. Но выявлена связь между некоторыми особенностями человека, отдельными заболеваниями и большей вероятностью ярких ОСП. Это мигрень с аурой, склонность к нарколепсии, гипногогии и сонному параличу. Причины возникновения такой взаимосвязи изучаются.
В общем, никакой мистики и никаких чудес. Сплошная биохимия и неврология.
Тем не менее, на последующую жизнь пережитое оказывает немалое воздействие.
«Вернуться и переосмыслить»
Именно так описывают произошедшие с ними изменения многие из тех, кто пережил клиническую смерть. Вот несколько личных историй.
«Как на меня повлияло то, что я пережила?
Нет, я не поверила в бога, осталась на материалистических позициях. Но изменилось кое-что важное. Во-первых, я перестала бояться смерти и приняла ее неизбежность. Это очень освобождает от мелочных, суетных переживаний, делает ненужными и пустыми обиды, конфликты по мелочам. Во-вторых — я стала уважать как жизнь, так и смерть. Каждую минуту жизни, и ее окончание. Стало неимоверно жаль тратить время на пустяки, на пустые слова и ненужные отношения. Всегда помню, что смерть рядом, и может в любой момент коснуться моего плеча. Это очень дисциплинирует».
«После того, как я дважды пережил клиническую смерть, изменилось очень многое. Я наконец-то полюбил жизнь так, как не умел любить до этого. Я научился не просто смотреть, но и видеть, и ценить все, что меня окружает. Мне не страшно умереть, но я изо всех сил постараюсь, чтобы этот момент произошел как можно позже. И очень хочется успеть в жизни как можно больше — увидеть, почувствовать, создать, научиться, суметь, подарить и получить, любить и радоваться. Мне даже иногда кажется, что по-настоящему жить я научился только после того, как пережил хоть и не настоящую, но смерть».
«Мои переживания были ужасными. Я агонизировала, и это было мучительно. Я чувствовала, как жизнь покидает меня, и все мои клетки корчились и вопили от боли и ужаса. Потом я долго боялась спать, мне казалось, что во сне смерть опять придет ко мне и тогда я уже не смогу вырваться из ее цепких лап. Потом прошло, вернее, я сумела загнать этот хтонический ужас куда-то вглубь. Но, зная, что меня ждет в конце жизни, я уж постараюсь отодвинуть этот момент, можете не сомневаться».
«Я пережила клиническую смерть во время операции на сердце. К тому моменту я очень устала от болезни, и, честно говоря, даже надеялась, что операции не переживу. Очень уж надоело это все. Но когда я с облегчением и радостью понеслась в потоке света к сияющей фигуре в конце то ли тоннеля, то ли трубы, меня что-то остановило. Я верующая, и уверена, что это был мой ангел. Он сказал мне, что уходить рано, что меня Там еще не ждут. Что у меня остались еще дела на земле. И мне пришлось с сожалением вернуться. Операция прошла успешно, если не считать короткой остановки сердца. Я живу почти нормальной жизнью, но всегда знаю, что готова уйти, и это меня не пугает. Главное для меня — сделать все то, ради чего я осталась жить: вырастить детей, заботиться о родителях. Чтобы потом, когда придет мое время, уйти налегке и со спокойной душой».
Немного статистики напоследок
Может создаться впечатление, что, чтобы научиться ценить жизнь, некоторым людям нужно «заглянуть за край» и прикоснуться к смерти. Но стоит все-таки помнить, что все полученные впечатления — не истина, а всего лишь галлюцинации, результат кислородного голодания и отчаянной вспышки активности мозговых клеток. После которой только немногим повезло — они смогли вернуться и жить дальше.
Чтобы не было иллюзий, вот немного статистики.
- Многие из тех, кто пережил клиническую смерть, не восстанавливаются в полной мере.
- Полностью восстанавливаются и возвращаются к нормальной жизни всего 3-4%.
- Еще около 6-7% выживают, но у них остаются поврежденными участки мозга, что вызывает нарушение некоторых функций организма.
- Большую часть пациентов не удается реанимировать, и клиническая смерть переходит в биологическую, окончательную.
И в этом случае продолжить жить смогут при некоторых условиях только отдельные органы, которые могут быть использованы для трансплантации.
Об еще одном аспекте продолжения жизни читайте в статье «Жизнь после смерти: как изымают и используют сперму умерших».