Переосмысление окружающей реальности подростками начинается чаще всего в 11-13 лет. Именно в этом возрасте проявляется неожиданный бунт: «Не пойду в школу и точка!». Родители только разводят руками, не понимая, что случилось. Вроде еще вчера были дети как дети, учеба ладилось, жалоб не поступало, и вдруг все перевернулось с ног на голову. Но это только на первый взгляд. Подростки испытывают на себе все «прелести» взросления и начинают смотреть на мир совсем другими глазами. А когда в жизни случаются проблемы, им и вовсе кажется, что школа — нечто второстепенное, если не враждебное.
«Не хочу в школу!»: что произошло с ребёнком?
Прежде чем расстраиваться, причитать и наказывать чадо, родителям следует постараться посмотреть на ситуацию под другим, непривычным для взрослого углом. Ребёнок взрослеет. Теперь он подросток, а значит, его интересы, взгляды на мир, даже тело изменились. На первое место выходит потребность в социализации. Подросткам жизненно необходимо выделяться, демонстрировать свою уникальность и при этом не выбиваться из общей массы, чтобы не стать «белой»вороной и не подвергнуться гонениям. Нередко нежелание учиться возникает на почве конфликтов с родителями (здесь имеет место противостояние их авторитету, стремление к самоутверждению) и учителями (уважение подростка необходимо заслужить, одного почетного звания «учитель» уже мало). Происходит мощное наслоение проблем, большинство из которых родом из школы. Именно поэтому подростки стремятся избавиться от школьных будней: прогуливают, отказываются вставать утром в школу или увиливают от выполнения домашних заданий.
Подростки и их проблемы: конфликт в классе
Одной из причин отсутствия любви к школе может стать конфликт с одноклассниками. Подобная ситуация больно задевает самолюбие, поэтому о настоящих причинах нежелания посещать учебное заведение чадо может поначалу умалчивать. Неприятная стычка может произойти, даже если ребёнок в классе не первый год. Отношения в подростковом коллективе постоянно изменяются, и если тинейджера загоняют в роль жертвы, то у его родителей есть совсем немного времени, чтобы решить ситуацию безболезненно для чада.
Вот несколько распространенных вариантов развития конфликтных событий:
- Подростки «травят» ребёнка из-за его внешнего вида.
Иногда в бытовой суете родители и не замечают, какой их ребёнок уже взрослый. Старая, поношенная или неуместная одежда, неряшливость — все это может становиться причиной травли в подростковой группе. Если ваше чадо замкнулось и не желает посещать школу, критично осмотрите его и помогите поменять имидж при необходимости. Модная стрижка или шоппинг (с учетом пожеланий тинейджера) поможет быстро «излечить» прогульщика. Помните: если подростку не нравятся какие-то брюки или «та глупая» кепка — не нужно заставлять его надевать эту вещь. Возможно, именно этот предмет гардероба и стал поводом для насмешек.
- Борьба за лидерские позиции.
Соревнование тинейджеров за место лидера часто приводит к дракам, и здесь сложно что-либо рекомендовать. Поможет конструктивный разговор и объяснение того, как себя следует вести в стрессовой ситуации.
- Защита своей уникальности.
Ребёнок сильно выделяется из общей массы своей внешностью, свободолюбием или креативностью? Агрессия со стороны коллектива, его неприятие часто приводит неординарных личностей с нетипичной жизненной позицией к смене школы. Впрочем, по сути это единственный верный выход из ситуации.
Конфликт с учителем
Родителям важно удостовериться, что нежелание ребёнка идти в школу не связано с конкретным учителем. Низкие оценки и неприятные слова чада в адрес педагога свидетельствуют об антипатии. Иногда именно из-за этого подросток наотрез отказывается учиться. Взрослым стоит поговорить с преподавателем и выяснить что к чему. Только не нужно ссориться! Вполне вероятно, ситуация решится сама собой после беседы: преподаватель выпустит пар, жалуясь на учеников, признает свою неправоту и извинится, или же тинейджер с родительской помощью переосмыслит свое отношение к учителю.
Страх перед учебой
Дети часто попадают в силки страха в процессе обучения. Причиной этому обычно служит невыученный урок, непонятая тема, нерешительность, боязнь не справиться с поставленной задачей. Тинейджер может бояться выглядеть глупее окружающих или быть отчитанным перед лицом всего класса. В таком случае взрослым стоит поговорить с подростком и развеять его сомнения, по возможности помочь чаду выучить тему. Если ситуация сложная, то есть смысл заказать услуги репетитора или поговорить с классным руководителем — узнать, действительно ли чадо попадает под горячую руку преподавателей, или его опасения связаны с чем-то другим (часто даже небольшие ссоры в семье ведут к плохой успеваемости школьника).
Депрессивные состояния у детей
Апатия и депрессия у подростков могут выливаться в полное нежелание учиться. Возникновение таких состояний у детей этого возраста бывает связано с высокими требованиями школы и родителей, жесткими ограничениями, недостаточным количеством свободного времени. Также возможны следующие причины:
- Отсутствие мотивации.
Здесь стоит «подстегнуть» интерес к учебе с помощью занимательных научных фактов, исторических справок, увлекательных выставок, захватывающих документальных фильмов. Главное — показать чаду другую, интересную сторону знаний.
- Неорганизованный режим дня.
Если ребёнок ложится спать далеко за полночь, то вряд ли захочет вставать по будильнику. Родителям следует оптимизировать режим чада, составить новый график, где выделяется четкое время на отдых (развлечения), учебу и сон.
- Отсутствие родительской поддержки.
Если подросток не чувствует поддержки и внимания близких людей, то его спутниками становятся гнев, апатия, отрешенность. Это в свою очередь негативно сказывается на его школьной успеваемости.
Родителям о детях: отсутствие адекватной мотивации к учебе
Некоторые дети не понимают, зачем учиться в принципе, и считают преподаваемые предметы бессмысленными и ненужными. Здесь важно объяснить чаду смысл происходящего, рассказать о связи знаний и способности к обучению с его будущим, подчеркнуть важность высшего образования для получения работы мечты подростка.
Взрослым желательно избегать нотаций и жесткого общения. Это не поможет. Лучше отталкиваться от жизненно важных целей. Например, поведать ребёнку, знание каких предметов точно понадобится ему в будущем для реализации личных планов. Следует также дать отроку понять, что все школьные дисциплины ценны и важны, поскольку никто не знает, какие навыки пригодятся в жизни наверняка.
Хорошо, если подросток летом устроится на работу, связанную с физическим трудом (хотя бы не несколько недель). Такая «терапия» быстро расставит приоритеты по полочкам и докажет, что хорошо и приятно быть работником умственного труда. Даже если он предпочитает работать руками, знания для этого также важны.