Перед любящими родителями по мере взросления малыша встает множество вопросов о здоровом развитии ребёнка. Использование рекомендаций специалистов и результатов последних научных достижений позволит наслаждаться гармоничным ростом детей. Как обустроить дом в соответствии с экопринципами? Как помочь ребёнку справиться с внутренними переживаниями с помощью оформления письма? Если неврологи подозревают задержку психического развития, как избежать усугубления состояния? Какими вырастают дети с психоневрологическим дефицитом? Кто должен обсуждать с ребёнком вопросы полового воспитания? Как помочь неговорящему ребёнку? MedAboutMe собрал ответы на эти вопросы на прошедшей междисциплинарной конференции «Экология мозга: искусство взаимодействия с окружающей средой».
Экологичный дом для всей семьи
Технический прогресс позволил в значительной мере оградить человека от влияния неблагоприятных погодных факторов — обильных осадков, палящего зноя и сильных ветров. Однако это было сделано за счет снижения естественной вентиляции помещения, с одной стороны, и использования большого количества искусственных строительных материалов, источающих разнообразные химические вещества, — с другой.
По разным данным, домашний воздух в 4-5 раз грязнее (запыленнее) уличного и в 8-10 раз токсичнее. Возвращение к принципам экостроительства из традиционных материалов окружающей природы — дерева, глины — позволит уменьшить риск возникновения проблем со здоровьем и значительно улучшить эмоциональный фон в семье.
«Симптом больных зданий»
С наступлением лета все стремятся уехать в дачные поселки; многие отмечают, что в деревянном доме лучше спится и настроение становится гораздо позитивнее.
Научные данные свидетельствуют: плохое самочувствие, сниженный фон настроения, бессонница, головная боль и нарушение дыхания — это проблемы «больного дома», которую способны решить стандарты дизайна для жизни и здорового строительства. Если ваша семья подумывает переехать подальше от центра города, в собственный дом, — ученые поддержат ваше решение в пользу здоровой среды обитания.
Осуществимы ли традиционные технологии строительства сегодня?
Бытует мнение, что с натуральными материалами больше хлопот и они гораздо менее долговечны — в опровержение этого факта, глинобитный дворец Павла Первого стоит вот уже 200 лет и не думает рассыпаться. Для деревянных же домов существует огромный выбор строительных растворов, позволяющих защитить дерево от возгорания и разрушения.
Живые инженерные системы — прорыв в сфере строительства!
Научный мир экспериментирует с созданием живых инженерных систем — так называют включение особых микроорганизмов в процесс естественной очистки дома. В частности, одни живые системы, встроенные в здание, способны поглощать бытовую пыль для своего питания. Другие способны очищать не только воздух, но и воду.
Понятно, что экономика такого проекта совершенно отличается от существующей — живые системы «работают за еду», при этом не принося в дом никакого вреда. В Сколково разрабатывается проект, позволяющий живым системам вырабатывать электроэнергию — за этими технологиями стоит будущее.
Ученые, на протяжении многих столетий стремившиеся отделиться от природы, осознали важность взаимодействия с окружающей средой. Наука, которая занимается изучением применения свойств и структур живых организмов в технических установках и системах, называется бионикой.
Детские корни взрослых когнитивных нарушений
Спикер доклада, Чутко Леонид Семенович, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека имени Н. П. Бехтеревой (г. Санкт-Петербург) поделился со слушателями конгресса, какими свойствами и психическими качествами обладает взрослый человек, если в детстве у него были диагностированы нарушения психоневрологического развития. Кроме того, обрисованы факторы тревожности ребёнка и риск, который таит в себе неблагоприятная атмосфера в доме. Образно выражаясь, автор назвал свой доклад «Путем от Незнайки до Рассеянного с улицы Бассейной».
«Инфантильная личность»
В середине ХХ века ученые ввели понятие «инфантильная личность», которую они охарактеризовали как зависимую, ведомую, пассивную, а также обладающую скрытой агрессией. В наше время существует термин «психический инфантилизм», который характеризует человека как беспечного пессимиста, с «детской», незрелой психикой. Почему человек вырастает инфантильным, еще столетие назад врачи только предполагали (инфекции, интоксикации плода при беременности), а сегодня знают точно.
Задержка психического развития — куда она ведет
В наши дни психиатрическая наука дает следующий ответ: в детском возрасте у таких людей наблюдалась задержка психического развития. Это состояние, пограничное с умственной отсталостью. При наличии неблагоприятных факторов психическое состояние способно прогрессивно ухудшаться в сторону синдрома дефицита внимания, органического эмоционально-лабильного расстройства, расстройств аутистического спектра.
Депрессия у матери — фактор прогрессии психического заболевания у ребёнка
Неблагоприятным фактором, служащим катализатором негативного психического процесса, может выступать органическая депрессия у матери ребёнка с задержкой психического развития. Известно, что больные депрессией крайне неохотно идут на контакт в случае обострения, а когда предрасположенный ребёнок не получает необходимого тепла, внимания и общения — это может вылиться для него даже в умственную отсталость.
«Детский хвост»
Если не брать крайний вариант — развитие умственной отсталости, — какими вырастают люди с задержкой психического развития? Ученые понаблюдали за взрослением таких детей и выяснили, что во взрослом состоянии у них преобладает дефицит внимания (в детском — гиперактивность), сильно страдает налаживание социальных связей, их доходы существенно меньше сверстников.
Более того, наблюдается достоверно более высокий уровень тревожности: по данным крупного исследования, тревожны около 43% детей с задержкой психического развития! Возникает тревога за счет многих факторов: генетическая передача от родственников; дети переживают, поскольку не успевают за сверстниками; имеет значение негативное влияние родственников, осуждение вместо приятия («Ты будешь дворником, поступай в ПТУ!»)
При затяжных тревожных расстройствах значительно снижается эмоциональный интеллект и у около 10% ребят развивается алекситимия — когда у человека не находится слов для описания своих чувств.
Принятие вместо осуждения!
Вывод, который можно сделать: следует принимать и любить ребёнка с теми параметрами, с которыми он родился и развивается. Внимательное и доброжелательное отношение убережет ребёнка от закрепления психической нестабильности и усугубления поведенческих, эмоциональных и умственных расстройств.
Письмотерапия
Если у ребёнка наблюдается тревожность, у него существуют психологические проблемы со сверстниками или учителями или его посетила несчастная любовь, существует отличный способ помочь ему: предложите выплеснуть свои чувства на бумагу. Психологи утверждают, что этот нехитрый прием действительно способен вылечить любого человека, испытывающего агрессию или психоэмоциональный стресс.
Существуют две различные тактики письмотерапии.
- В первом случае предлагается ежевечерне разбирать самим с собой прошедший день. Не задумываясь особо о грамматических конструкциях, следует описать свои эмоции, то, что особенно взволновало или причинило боль. Затем эту запись нужно уничтожить: порвать или сжечь. Психологи утверждают, что при этом душевная горечь заметно уменьшается. В подростковом периоде, когда бушуют гормоны и эмоции порой зашкаливают, важно найти правильный выход своей энергии.
- Другой вид письмотерапии более продуктивен. Ученые предлагают писать на рассвете, в момент полной сконцентрированности и ясности сознания. Утром, умывшись и позавтракав, следует уделить 10 минут для оформления на бумаге своих мыслей. В первые дни можно писать о чем угодно, те мысли, что первыми свободно приходят на ум. Далее можно их прочитывать через пару дней и анализировать. Если выплескивать по утру на бумагу свои планы на будущую неделю, месяц, а может, и год, можно заметить, как жизнь намного упорядочится.
Исследователи установили, что письмотерапия является прекрасным способом борьбы не только с душевными проблемами, но и телесными! Поскольку нервные переживания из-за конфликтных ситуаций способны подорвать иммунную систему, а также сказаться на работе многих внутренних органов, обычное письмо как способ избавления переживаний поможет избежать возникновения многих болезней.
Особенности работы с детьми с нарушением развития речи
Для успешного овладения родным языком необходимо постепенное освоение трех его составляющих: лексическое наполнение, грамматическая основа и связность речи. При этом особое место занимает слоговая структура слова. Если у малыша к 3-4 годам наблюдаются пропуски слогов в слове, их перестановки, необходимо показать ребёнку логопеду. Специалист выявит возможные сопутствующие проблемы в речевом развитии и проведет курс коррекционных занятий. Но что делать, если логопедическая помощь недоступна?
На помощь приходят авторские методики, которые можно в крайнем случае использовать в домашних условиях. Следует отметить, если к четырем годам ребёнок не говорит вовсе, необходимо срочно показать ребёнка докторам на предмет исключения нарушений слуха или наличия расстройства аутистического спектра, потому как в этих случаях к ребёнку требуется особый подход.
При хорошем физическом слухе частичное нарушение речи потребует постоянных систематических занятий. Для лучшего освоения структуры предложения у старших дошкольников логопеды используют 12 моделей предложения по В. И. Балаевой. Для предупреждения развития слоговых нарушений у младших дошкольников А. К. Маркова предлагает изучить по нарастающей сложности 14 типов слоговой структуры. Хорошие подсказки для родителей дает Елена Янушко в своей книге «Помогите ребёнку заговорить». Пособие ориентировано на занятия в семье. Автор подчеркивает, чем раньше выявлены и корректируются нарушения, тем лучше будет речь ребёнка в будущем.
Вопросы полового воспитания ребёнка
Спикер доклада Е. А. Кащенко, д.с.н., автор серии книг по половому просвещению, приводит печальную статистику. Основная роль по воспитанию подростка возложена на родителей и семью. Но некоторые родители или боятся, или не умеют разговаривать с детьми на деликатные темы. Около 35% россиян практикуют прерванный акт в качестве предохранения от нежелательной беременности, около 3/4 этого количества составляют подростки. К чему это приводит?
С 2011 года число ВИЧ-инфицированных возросло на 4,7%, увеличилось общее число заболевших половыми инфекциями. Причем значительную долю заболевших составляют девушки от 14 до 17 лет.
Помимо вопроса о инфицировании встает вопрос об абортах в раннем возрасте. Согласно российскому законодательству, девушки в возрасте от 15-ти до 18-ти лет могут выполнить прерывание беременности без согласия родителей. В России ежегодно производится около 2 миллионов абортов ежегодно. Из них около 100 тысяч приходится на оперативные вмешательства у девушек подросткового возраста. Говорите со своими детьми, и это поможет избежать многих проблем со здоровьем в будущем.