Дети
Финские школы: как учиться меньше, но лучше
4.3
23.11.2017
1866

Финские школы: как учиться меньше, но лучше


Автор
Екатерина Собжак


Содержание

Образовательная система Финляндии уникальна: это единственная страна, в которой реализован принцип «лучше учиться меньше, да лучше». Учебные нагрузки по сравнению с другими экономически развитыми странами значительно ниже, отметок и экзаменов нет совсем, зато, несмотря на постоянный приток иммигрантов, финские школьники на протяжении долгих лет показывают высочайшие результаты в международных рейтингах образования. В чем секрет образовательной системы родины Санта Клауса?

Кто ты, школьный учитель?

Кто ты, школьный учитель?

Педагоги в Финляндии — уважаемые люди с высшим образованием. В течение почти 50 лет для того, чтобы получить возможность преподавать в школе даже в младших классах, надо иметь степень магистра, то есть закончить полный университетский курс (от 5 до 7 лет). При этом успешная защита экзаменов и «красный» диплом ВУЗа — совсем не гарантия допуска к работе по специальности, необходимо несколько комиссий и собеседований, на которых строгие экзаменаторы будут оценивать личностные качества будущих педагогов: навыки общения, профессиональное отношение к педагогике, преданность ее принципам, в первую очередь — доброжелательному отношению к детям и т. д.

Самый высокий «отсев» по несоответствию — у учителей младших классов. К преподаванию у малышей допускается только 1 из 10 дипломированных педагогов. На первые уроки нового учителя приходит комиссия в количестве до 7 человек: профессиональные педагоги, университетские преподаватели, отвечающие за обучение данного учителя в ВУЗе. В итоге к ведению уроков допускаются только профессионалы с высокой квалификацией и настоящей любовью к детям.

При этом педагогам в Финляндии дается значительная власть как над программой, так и над судьбами детей. Единых требований к ведению уроков не существует, педагог сам разрабатывает программу предмета, основываясь на довольно общих целях и примерном содержании предметного наполнения, установленного государством. Педагог имеет право объединять предметы, совмещать, к примеру, природоведение и литературу, географию и математику в одном уроке. Ограничений нет. Нет также и зависимости успеваемости учеников и заработной платы: считается, что педагогика — это искусство, которое должно быть оплачено.

Заработная плата учителей составляет примерно 3-3,5 тысячи евро в месяц, что является хорошим, но не высоким уровнем для финнов: врачи получают чуть больше. Количество уроков у педагога в день в среднем — 4 учебных часа, остальное время — для планирования и анализа. Подтверждать свои навыки приходится постоянно: при высокой квалификации контракт заключается на постоянной основе и оплачиваются также каникулярные месяца, но это скорее редкость, чем правило. В основном учитель работает учебный год, по окончании договор о найме заканчивается и может быть возобновлен с началом учебы. Или нет.

Такие высокие требования обеспечивают доступ к детям только настоящим профессионалам, влюбленным в свою профессию и неизменно повышающим квалификацию.

Международный стандарт тестирования учеников старших классов PISA неизменно выявляет, наивысшую степень подготовки школьников Финляндии в сравнении с остальными странами (Россия за последние годы занимала 20-25 место). А опубликованные в журнале Newsweek результаты аналитического исследования утверждают, что Финляндия дает лучшее среднее образование среди ведущих мировых стран.

Занимать первые места в рейтинге Финляндия начала сравнительно недавно: обязательную степень магистра для педагогов ввели для повышения уровня образования детей. До момента реформы система среднего образования финнов была настолько неэффективна, что не принималась во внимание мировой общественностью.

Как учатся маленькие финны?

Как учатся маленькие финны?

Школьный год начинается в августе, с 8 по 16, и продолжается до конца весны. Дети учатся с понедельника по пятницу, причем пятница — сокращенный день. Каникулы не так основательны, как учебное время: 3-4 дня осенью, 2 недели на Рождество и Новый год, в феврале — неделя «лыжных» каникул, весной — Пасха.

Общее образование начинается в 7 лет, в 6 можно пойти в подготовительный класс обучаться чтению и навыкам работы в команде, но, в отличие от среднего образования, такие классы платные. Стоимость составляет около 230 евро в месяц. Такую же подготовку можно пройти и в детском саду: с 9 месяцев до 7 лет детям положено место в садике за отдельную плату, зависящую от доходов родителей (от 25 до 250 евро). Если места в детском саду кому-то не предоставили из-за переполненных групп, государство выплачивает пособие в 500 евро родителю, который будет оставаться с ребенком дома.

А вот с началом школы все становится бесплатно: школьная форма, учебники, электронные девайсы, экскурсии, внеклассные занятия, дорога до школы и горячие обеды для всех (принцип «голодное брюхо к учению глухо» включен в образовательный стандарт). Любые поборы родителей на нужды ученика запрещены, подарки педагогам можно делать своими руками, и это исключительно добровольно.

Все финансируется за счет государства или муниципалитета. Почти все школы — государственные, но даже так называемые частные школы, которых в стране всего 3% (85 учреждений) также в большей части финансируются государством, и немного родителями. Как правило, это школы по различным системам: Монтессори, Вальдорфа, Штайнера, Френе и т. п., а также учреждения с преподаванием на других европейских языках. Если в школе недостаточный уровень преподавания, оборудования и т. п., финансовый поток увеличивается.

Система уроков хорошо знакома россиянам: в отличие от распространенного в других странах чередования сдвоенных уроков или отсутствия перемен с длительными перерывами в Финляндии учатся по 45 минут с обязательной переменой в 10-14 минут между усвоением знаний. Детям надо отдыхать от нагрузки.

С 1 по 6 класс — нижняя ступень образования, alakoulu. «Верхняя», yläkoulu, заканчивается 9 классом, а дополнительный 10 выбирают те ученики, которым необходимо улучшить свои итоговые знания и отметки. Таким образом, в 16 лет можно закончить школу и пойти в профессиональное училище, или же продолжить учиться в 10 классе, а потом перейти в лицей с программой повышенной нагрузки, примерно, как в 11-12 классе российской системы.

На этом сходство образования России и Финляндии заканчивается. Общее образование заканчивается с окончанием лицея или профессионального училища в 18-19 лет. Итоговый тест, единственный обязательный для всех, не влияет на поступление в ВУЗ, поступают по итогам вступительных экзаменов. Около трети финнов получает высшее образование, остальные ограничиваются профессиональной подготовкой.

Все дети — одаренные: принципы финского образования

Все дети — одаренные: принципы финского образования

Система среднего образования Финляндии исповедует 7 основополагающих принципов.

Равенство

Равны ученики: нет лучших, нет худших, все дети — одаренные, и каждый по-своему. Задача учителя — помочь развиться талантам и получить базовые знания по «трудным» предметам. Учеников не сегрегируют по классам в зависимости от успеваемости, нет математических, гуманитарных, экономических направлений. В одном классе учатся как действительно талантливые дети, так и ученики с особенностями. Единственные дети, для которых могут организовывать отдельные классы, те, у которых есть особые потребности из-за нарушения зрения или слуха. Инвалидная коляска или отставание в интеллектуальном развитии — не повод для обучения в классах коррекции.

Личный опыт
Инна, русская мама финских школьников
Инна, русская мама финских школьников

Сначала я была довольно-таки шокирована и недовольна: дочка в России училась блестяще, а после переезда в Финляндию нагрузки значительно снизились, и в ее классе оказались дети, которые общую программу, как у нас говорят, «не тянули». Мы стали самостоятельно заниматься в дополнение к урокам по русским учебникам.

А вот когда в школу пошел второй ребенок с гиперактивностью и букетом других проблем, мне такая система образования начала очень нравиться. В наших школах он был бы изгоем и проблемным учеником, а тут такой же особенный мальчик, как и другие дети. Все разные, все особые, всем уделяется много внимания. Проблем с обучением сына у нас нет.

Равенство идет от учителей: нет любимых учеников и шалопаев, любое отклонение от гармоничного отношения ко всем детям в классе осуждается и может привести к разрыву контракта. Есть и равенство учителей: любой предмет, будь то физика или труд, важен и равнозначен, все педагоги — ценные члены коллектива.

Равенство школ — также принцип образовательной системы. Нет элитарных школ, нет слабых учебных заведений. Всем положены оборудование, финансирование в соответствии с потребностями. А с учетом ротации учителей можно говорить о едином уровне преподавания. При этом в самой крупной школе учатся 960 учеников, а в самой маленькой — всего 11. Раньше родители были обязаны отдавать ребенка в школу по территориальному, сегодня можно выбрать любую школу, но по-прежнему финны выбирают ближайшую к дому: все школы хороши одинаково.

Равенство предметов в школе означает, что нет углубленного изучения математики в ущерб литературе, и наоборот. Единственные исключения — искусство, спорт и музыка, для одаренных детей могут организовывать серьезные дополнительные занятия по желанию. На общем уровне подобная внеклассная активность доступна всем.

Перечень предметов дополняется и усложняется по мере обучения.

  • 1-2 класс: родной язык, чтение, арифметика, труд, природоведение, искусство, физкультура и религия или «жизнеописание» для тех, кто не хочет углубляться в религиозные вопросы. Физкультура — в форме спортивной игры, никаких нормативов, зато все обязательно идут в душ после занятия. На переменах также стараются выводить детей на улицу для игр, в хорошую погоду уроки могут проводиться в школьном саду, в том числе чтение, математика и т. п.;
  • 3 класс: английский язык;
  • 4 класс: дополнительный к родному и английскому иностранный язык, предмет на выбор в зависимости от школы: можно выбирать умение печатать, основы программирования, деревообработку и т. п. Музыкальные занятия усложняются: есть хоровое пение и освоение музыкальных инструментов, за время учебы дети пробуют играть на нескольких основных: флейтах, синтезаторах, гитарах, контрабасах и т. п.;
  • 5 класс: добавляется биология, основы физики, химии, истории, географии. Все ведет один преподаватель, предметники появляются только в «верхней» школе;
  • В 7-9 классе изучение уже имеющихся предметов углубляется, добавляют «основы здоровья». В 9 классе необходимо самостоятельно найти место для трудовой практики и провести там две недели в качестве «первой работы».

Равенство родителей заключается в одинаковом отношении к детям из всех социальных слоев населения, а также в запрете на вопросы о профессии взрослых членов семьи. Такая информация — исключительно добровольна и может уточняться учителем только в случае крайней необходимости.

Равенство прав взрослого и ребенка подчеркивается с первого же класса. Ученик может жаловаться социальному работнику на учителя, родителей, знакомых в случае некорректного, по его мнению, отношения, и это приветствуется. Так взрослых приучают к мысли, что ребенок — самостоятельная отдельная личность, и формируется принцип уважительного отношения к ученикам.

Бесплатность образования

Бесплатность образования

Второй важный принцип — отсутствие оплаты за среднее образование. Действительно, бесплатно все, включая школьные автобусы, которые забирают детей, живущих далее 2 км от школы.

Личный опыт
Марина Отто, мама финского школьника
Марина Отто, мама финского школьника

Шок начался сразу же, “первого сентября”, которое пришлось на 13 августа. Дети без парадной одежды, чуть ли не в пижамах, а мой, в костюмчике и при галстуке, прямо как «приглашенный артист». С цветами пришли только мы, никаких первых звонков, девочек с бантиками, отпускания шаров, торжественных линеек, песен: директор сказала пару приветственных фраз, по именам назвала детей и распределила начальные классы, и все. Вперед, на уроки.

В школе форма не нужна, сменка приветствуется, но в основном все ходят в носках! В классах можно сидеть за партой, на диванчике, на ковре. Все, что нужно: портфель с тетрадями, учебниками, ручками, вплоть до ластиков, шлепок и полотенца для бассейна выдали в школе. Про ластики и карандаши отдельная тема: в тетрадях можно писать карандашом, стирать, опять писать, это ни за какое исправление не считается. Наш первый педагог и проверял все карандашом!

Обед — тоже шок: в столовой можно выбирать на месте или заказывать заранее на сайте, специальные меню для вегетарианцев, индусов, мусульман, евреев, все бесплатно, выбор огромный…

В плане финансов с нас вообще ничего не потребовалось в течение всей учебы, детей хвалят в любом случае, один раз в месяц с четвертого класса выдают листик с отметками для оценки прогресса ребенка, не более. Единственное, что волнует: достаточно ли времени родители проводят с ребенком. Поэтому домашних заданий немного, рекомендуют лучше сходить с ребенком в музей или съездить в лес на совместную прогулку.

В нашем классе оказались все иммигранты: из Швеции, Индии, Англии, Прибалтики, украинцы, арабы и мы. Ведут уроки финка и 3 переводчика, а некоторые дети уже в первом классе — второгодники, им присвоены почетные должности «помощников учителя». Считается, что они больше знают, и могут помогать процессу. Дополнительные языковые уроки помогают освоить финский за год, и это тоже бесплатно.

Индивидуальность

Индивидуальность

Для каждого ребенка подбирается индивидуальная программа, нет такого, что на уроке все делают одно и то же упражнение или решают один на всех пример. Каждому — по способностям. Если кто-то не понял материал — это недоработка учителя, а не ученика.

Для отстающих детей есть две программы, дополняющие общую схему: поддерживающая для отстающих детей, когда школьный учитель — добровольный и бесплатный репетитор для ребенка, и коррекционная, для школьников с устойчивыми проблемами по отдельным предметам, навыкам мышления, речи, поведения. С такими детьми дополнительно, в малых группах или индивидуально, занимаются до 5 педагогов и специалистов, и это тоже бесплатно.

Индивидуальный подход проявляется и в архитектуре: здания школ проектируются ведущими архитекторами, причем учитывается и мнение учеников, и их родителей.

Практичность образования

В Финляндии общее направление образования объясняют так: «Мы можем готовить или к жизни, или к тестам. Мы выбираем первое». Экзаменов как таковых в школах нет, все контрольные тестирования — на усмотрение педагога. Есть единый тест по окончании школы, при этом его результаты не влияют на работу учителя или рейтинг школы, к тесту специально не подготавливают. Как научился — так научился.

В программы предметов не входят логарифмы, сложные формулы или углубленные изучения шедевров мировой литературы. Зато обязательно обучают знаниям о банковской системе, научат вычислять проценты по кредиту, создавать сайт-визитку в интернете, писать резюме, высчитывать стоимость товара после скидки за объем, по карте клиента, по спецпредложению и другим жизненно важным навыкам. Именно этот принцип обеспечивает первые места в системе тестирования PESA: там в навыках умения читать предлагают найти и обработать информацию в расписаниях самолетов, стоимости билетов, портфолио специалистов, а в математических навыках — умение вычислить объемы зерна для посадки в областях с различными почвами, перевести объем дома в кубометрах в количество пиломатериалов и т. д.

Доверие ко всем

После подтверждения профессиональной состоятельности учителю нет нужды доказывать, что он хорош и квалифицирован, если нет претензий. Нет комиссий из РОНО, «открытых» уроков, методистов.

Доверие существует и к ученикам: ребенок может читать в процессе просмотра обучающего материала, если считает информацию не нужной. Это его личный выбор.

Добровольность

Кто хочет учиться, тот учится. Кто не хочет — тому помогут получить несложную профессию по окончании школы. Подбором занимается особый педагог, «учитель будущего». Он обсуждает с учениками, какие предметы нравятся, чем хотелось бы заниматься во взрослой жизни, тестирует и помогает самоопределению.

Двойки за несоответствие среднему уровню никто ставить не будет, дадут задание попроще для освоения базовых навыков. В этом — цель среднего образования: выявить учеников, которые смогут продолжить обучение в ВУЗе, помочь тем, кто станет продавцом или водителем автобуса. И то, и другое — важно для экономики страны, позорить будущих дворников никто не будет.

Это, однако, не означает, что можно совсем не учиться: если ребенка в школе нет в 8:05, учитель позвонит сначала ему, потом родителям, потом в социальные службы. Все прогулы надо «отсидеть» на уроках в буквальном смысле: пятиклассника могут отправить в свободное время присутствовать на уроке первоклашек и думать о своем поведении. Если думать активно и мешать малышам учиться, час не засчитают, иди сиди и размышляй заново.

Если ни ребенок, ни родители ни прилагают усилий к учебе, ученика оставят на второй год пройти программу заново: что-нибудь да осядет в голове. Причем это не мера наказания, а помощь, которую можно получить и добровольно. Стать второгодником, особенно в старших классах, означает в большинстве случаев желание подтянуть свои знания, а не признаться в неполноценности. 10-ый необязательный класс — именно такой выбор «второгодников»-девятиклассников, и стремление пройти программу еще раз перед тестированием — похвально.

Финскую систему критикуют за легкость программы для одаренных детей, но эта «расслабленность» обучения юных талантов компенсируется высоким уровнем подготовки как к последующему образованию, так и к жизни большинства учеников. Нет насилия, гонки за результатами экзаменов, но есть высокие позиции рейтингов образования. Считается, что такая система — уникальна, и опыт Финляндии перенести в другие страны невозможно.

Комментарий эксперта
Нина Смит, педагог, консультант по вопросам образования, Финляндия
Нина Смит, педагог, консультант по вопросам образования, Финляндия

Как говорят, финская система образования неэффективна для других стран с более разнородным населением. Это и правда, и миф. Никакую систему образования нельзя копировать и переносить из одной страны на другую полностью без адаптации, ее нужно изменять, чтобы успешно применять в других условиях. Однако отдельные методы и приемы для улучшения образования можно легко перенимать и следовать базовым принципам финского образования в других странах.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Готов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.