Дети
Почемучки: как отвечать на неудобные вопросы детей?
4.3
23.09.2019
229

Почемучки: как отвечать на неудобные вопросы детей?

В жизни каждого ребенка наступает период, когда он начинает активно познавать окружающий мир, всем вокруг интересоваться, а в процессе познания у него возникает много разных вопросов. Как правило, дети становятся «почемучками» в возрасте от 2,5 до 5 лет — кто-то раньше, кто-то позже.

Мамам и папам приходится находить на их вопросы ответы, причем максимально понятные и развернутые. Делать это не всегда просто, поскольку многие из них ставят родителей в тупик и приводят в замешательство. Можно ли отмахиваться от малыша, если не знаете, что ему ответить? Можно ли врать, когда вопрос «неудобный», или говорить «отстань»? Разберемся в этой непростой, но очень важной теме.

Почему малыши задают много вопросов?

Примерно с 2,5-3 лет каждый малыш начинает познавать окружающий мир, ведь ему еще очень многое неизвестно и непонятно. Его мозг и мышление постоянно развиваются, словарный запас увеличивается, он уже способен делать простые логические выводы и пытается любыми способами расширить свой кругозор. Поначалу он пробует разобраться во всем самостоятельно, что получается не всегда.

Это приводит к появлению множества вопросов, которые он задает самым близким и авторитетным для него людям — родителям. Таким образом ребенок пытается заполнить пробелы в своих знаниях. Это своего рода просьба помочь разобраться в огромном количестве информации, расставить все по своим местам.

Все родители реагируют на детское «почему» по-разному. Одни спокойно на них отвечают, другие отмахиваются от детей, говоря: «Подрастешь, сам узнаешь». Какой же из подходов правильный?

Нужно ли отвечать на вопросы детей?

Нужно ли отвечать на вопросы детей?

На основе своих исследований и наблюдений американский детский психолог Пол Харрис сделал вывод, что в возрасте от 2 до 5 лет дети задают порядка 40 тысяч вопросов. Это говорит и свидетельствует о росте их интеллекта, развитии умений сравнивать, анализировать и т. д. Многие «почему», «как» и «зачем» ставят взрослых в неудобное положение, заставляют краснеть, задумываться, а порой и разочаровываться в своей некомпетентности. Поэтому некоторые родители уходят от ответа, отмахиваются от своего чада, оставляя его один на один с огромным неизвестным миром.

Такое отношение в корне неправильно. Когда малыш не получает ответы на свои вопросы от мамы с папой, он замыкается в себе, обижается на родителей и отстраняется от них. Затем он начинает придумывать свои варианты ответов или искать их в другом месте. То, что он узнает от других (как правило, тоже детей) или додумывает самостоятельно, далеко не всегда соответствует действительности, искажает его представление о реальном положении вещей. Поэтому важно всегда отвечать на вопросы и делать это правдиво. Это поможет родителям сформировать атмосферу доверия в семье.

Также не стоит создавать запретные темы, какими бы они ни были. Необходимо давать ответы абсолютно на все вопросы ребенка, независимо от того, каков его возраст на данный момент, но учитывая этот фактор, чтобы он мог понять то, о чем говорят родители. Это поможет малышу сформировать правильное, здоровое отношение к простым, естественным вещам.

Как правильно давать ответы?

Специалисты рекомендуют родителям относиться к детским вопросам следующим образом.

  • Ни в коем случае не игнорировать их и не отмахиваться от ребенка.
  • Давать на каждый поставленный вопрос максимально развернутый, честный и понятный ответ. Здесь очень важно учитывать возраст малыша.
  • Если родители не знают, что ответить, не нужно ничего придумывать и лгать. Сначала следует спросить у ребенка, что он сам думает по этому поводу. Затем нужно поискать правильный ответ самостоятельно или вместе с малышом. Если позднее он узнает, что мама или папа ему соврали, больше не обратится к ним.
  • Не нужно использовать в своей речи научные факты и сложные термины. Ответ должен быть максимально кратким, но исчерпывающим.
  • В некоторых ситуациях необходимо не давать сразу законченный ответ, а задавать встречные вопросы, которые подтолкнут ребенка к рассуждениям, помогут сделать правильный вывод, найти нужную информацию самостоятельно, но под контролем родителей.

И самое главное — нельзя раздражаться и злиться. Если в данный момент нет возможности провести с малышом беседу, нужно сказать о своей занятости и пообещать вернуться к данному вопросу позже.

Примерные ответы на вопросы детей разного возраста

Примерные ответы на вопросы детей разного возраста

По статистике, родители чаще всего слышат от своих малышей следующие вопросы:

  • Откуда взялся я и откуда берутся другие дети? Маленькому ребенку будет достаточно сказать, что они рождаются, если мама и папа любят друг друга, а появляются на свет из маминого живота, где они растут в тепле и безопасности, у мамы под сердцем. Ребятам постарше придется дать более развернутый ответ. Для этого следует прочитать одну или несколько книг, написанных специалистами, которые занимаются воспитанием детей.
  • В чем отличие мальчиков от девочек? Этот вопрос зачастую возникает еще в раннем возрасте, когда детвора активно общается со сверстниками противоположного пола или начинает ходить в детский сад. Малышам необходимо сказать, что они отличаются половыми органами, иногда прической, одеждой и т. д. Детворе постарше необходимо объяснить, что самое главное отличие состоит в половых органах — так задумала природа, и это необходимо для того, чтобы во взрослой жизни мальчики и девочки могли стать мамами и папами.
  • Почему люди умирают, и что мне делать, когда вас не станет? В этом случае важно дать понять ребенку, что смерти бояться не стоит и это произойдет не скоро. Так заложено природой, все рано или поздно умирают. После смерти человека на земле остаются его дети, внуки, правнуки, а значит — жизнь продолжается. Когда мамы и папы не станет, малыш уже будет взрослым, иметь свою семью, детей, будет жить для них. Главное — давать этот ответ спокойно, с улыбкой на лице, чтоб ребенок понимал, что родители не боятся смерти, что это нормальный физиологический процесс.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество / Мухина В. С. // М.: Академия. - 2002

Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника / Под ред. Л.А. Парамонова и др. // М.: Карапуз. - 2001

Таинство детства.: в 2-х т. / Мухина В. С. // Екатеринбург: У- Фактория. - 2005. - Т. 2