Дети
Психология детей: здравствуй, школа!
4.4
17.06.2017
1517

Психология детей: здравствуй, школа!

Содержание

Психология детей перед школьным обучением претерпевает изменения. Это обусловлено психологической и физиологической динамикой роста ребенка. Развитие вчерашних дошкольников видно невооруженным взглядом: увеличивается их физический рост, развивается аналитическое и самостоятельное мышление, повышается мотивация к учебной деятельности, развивается способность отбирать друзей по интересам.

Проблемы воспитания детей, которые пошли в первый класс, могут иметь новое содержание, а психологи называют жизненный период перед школой кризисным. Такое мнение специалистов объясняется не только психическим и физическим развитием организма, но и возникновением разного рода трудностей. Чаще всего они связаны с установлением контактов первоклассника с ребятами и первой учительницей, сменой игровой деятельности на учебную. Кроме этого, к первоклассникам повышаются требования со стороны родителей и педагогов.

С какими трудностями могут столкнуться взрослые и дети во время поступления в первый класс? Как подготовить ребенка к школе, чтобы этот процесс не стал травмирующим? Что делать, когда капризы и упрямство детей мешают школьному обучению? Ответы на эти и другие вопросы, а также практические советы мамам и папам первоклассников находятся в данной статье.

Психология детей и школа

Психология детей и школа

Психология детей, когда они поступают в первый класс, изменяется на многих уровнях. Ребенок с волнением ждет этого события и испытывает чувство гордости, оттого что этот важный период, о котором ему говорили взрослые, наконец наступил. Вместе с радостью он переживает чувство тревоги о том, как все будет в школе, ведь эта деятельность является для него незнакомой.

Школа приносит в жизнь вчерашнего дошкольника новые правила, которые нужно соблюдать. Сюда относятся ежедневное посещение уроков, выполнение домашнего задания, хорошая дисциплина, умение слушать учителя, получать хорошие оценки за знания. Такие нововведения влияют на поведение и характер ребенка.

Психология детей младшего школьного возраста меняется под воздействием нового отношения к ним родителей. Первоклассник начинает жить под многими «правильно и неправильно», «хорошо и плохо», «можно и нельзя». Несомненно, это может вносить в привычный уклад жизни ребенка свой дискомфорт и создавать новые проблемы воспитания детей.

К психофизиологическим изменениям относятся развитие мелкой моторики, усиление процессов внутренней регуляции, развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления.

Как правильно подготовить ребенка

В настоящее время существуют дополнительные занятия в школах, которые готовят старших дошкольников к обучению. С одной стороны, это способствует тому, чтобы у ребенка постепенно сформировалась привычка учиться и в некотором смысле снизился уровень стресса для первоклассника. С другой, такие занятия лишают детей новизны впечатлений, которые они могли бы получить, встретившись со школой в первый раз в сентябре. В любом случае, такие занятия оказывают положительное воздействие на интеллектуальную и познавательную сферу будущих учеников.

Отношение родителей к школе во многом определяет развитие психологии детей и их готовности к школьному обучению. О школе нужно рассказывать заранее и в положительном ключе — тогда ребенок будет готов к тому, что его ждет сложный, но увлекательный мир, где он может проявить себя и найти новых друзей.

Капризы и упрямство детей: не хочу в школу!

Капризы и упрямство детей: не хочу в школу!

Часто бывает так, что первичная радость от посещения уроков сменяется протестами и бунтом против обучения. Ребенку вдруг надоедает учиться, рано вставать каждый день, он отказывается делать уроки или ходить на занятия. Капризы и упрямство детей в таком случае не являются прихотью, а имеют под собой реальные причины. Поэтому родителям, особенно в первый год школы, важно наблюдать за ребенком и знать, что происходит в его школьной жизни.

Отказ ходить в школу может быть вызван проблемами с одноклассниками. Совместное обсуждение проблем оказывает положительное влияние на психологию детей. Не рвите эмоциональную связь с ребенком после окончания детского сада, считая, что он уже взрослый и может решить свои проблемы сам — тогда он поделится своими проблемами общения в классе, и вы поможете ему решить их. Ребенку, который поступает первый класс, очень важно знать, что взрослые по-прежнему любят его и не оставят.

Недоразумения и конфликты также могут возникать с учителем. Чуткое и понимающее отношение к первокласснику в этом случае поможет ему не замкнутся в себе. Ребенок 7 лет — это еще очень маленький ребенок, поэтому поддержка родителей в это время для него очень важна.

Проблемы воспитания детей школьного возраста

Как меняется воспитание ребенка в семье, когда он идет в первый класс? Важно стараться не менять резко привычного уклада жизни семьи. Относитесь к ребенку как к первокласснику — к тому, кто только учится быть взрослым, но не как к зрелой личности.

Проблемы воспитания детей во время обучения могут быть самыми разными — от нарушения дисциплины, плохих оценок, до драк и серьезных конфликтов. Родителям нужно быть готовыми к тому, что жизнь уже не будет прежней, иметь много мудрости и любви к подрастающему сыну или дочери. Главное правило воспитания в этом случае — понимание и принятие ребенка. Несмотря на ссоры, наказания и запреты, которые неизбежно будут, он должен знать, что его любят и всегда поддержат.

Практические советы родителям

Практические советы родителям

  1. Не стоит делать резкого перехода от дошкольного детства к школьному. Оставьте совместные прогулки и игры без изменений — ребенку будет легче адаптироваться к школе, когда он будет иногда возвращаться к беззаботной части своей жизни — детству.
  2. Чаще делитесь историями о своей школьной жизни. Пусть они будут положительными, где вы достойно вышли из неприятной или сложной ситуации. Больше рассказываете забавных и веселых случаев о школе — у ребенка в этом возрасте активно развивается чувство юмора, поэтому он по достоинству оценит такие рассказы. Кроме этого, они будут способствовать созданию впечатления, что школа — это не страшно и не плохо, а весело и интересно.
  3. Выслушивайте ребенка о его школьной жизни.
  4. Обязательно помогайте с выполнением домашнего задания.
  5. Будьте в курсе школьной жизни, проблем, мероприятий — первокласснику будет легче от того, что он не одинок в большом школьном мире.
  6. Защищайте своего ребенка, когда того требует ситуация.
  7. Помните, что капризы и упрямство детей могут быть вызваны проблемами в отношениях с учителем, сверстниками, непониманием материала.
  8. Хвалите за все достижения, а во время порицания ругайте не личность, а поступок.