Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Подростки
  6. Группы и компании: особенности общения детей и подростков

Группы и компании: особенности общения детей и подростков

Группы и компании: особенности общения детей и подростков

Дети младшего школьного возраста начинают дружить организованно не по принципу общности игр, а по принципу общности интересов. Подростки уже формируют определенные субкультуры — носят одежду и слушают музыку, отличающую их от остальных. Школьные компании могут существовать от одного учебного года до нескольких лет и быть достаточно замкнутыми, не принимая туда новых детей, которые приходят учиться в этот класс. В результате новенькие чувствуют себя заброшенными и одинокими.

Особенности дружбы детей в школе

Особенности дружбы детей в школе

В возрасте 11-13 лет дети в классе начинают образовывать группы, компании и «тайные общества». Причины для объединения могут быть самыми разными — любовь к определенному виду одежды, творчеству исполнителя или актера или общий стиль жизни. Группа может включать в себя от 3 до 6 человек. При снижении авторитета взрослых подростки ориентируются на мнение сверстников. Поэтому им важно чувствовать себя частью «семьи» - тайного братства или сестринства.

Деление детей на группы тоже является «уменьшенной копией» мира взрослых. Это позволяет школьникам понять свое место в школьной и общественной иерархии. В компании появляются первые секреты, делиться которыми можно только с самыми близкими друзьями. Опыт общения подростков в компании дает им жизненный опыт — верности, предательства интересов или потери друзей.

Если в классе уже сложилось несколько групп, то новенькому практически невозможно попасть в одну из них. Новый ученик в классе — всегда чужой, поэтому те, кто уже имеет свой устойчивый стиль общения и свои секреты, не примут его в компанию. Быть новеньким в классе всегда непросто — друзья уже «сами не заводятся», в лучшем случае, его не замечают, в худшем — травят.

Группы подростков и новый ученик

Когда новый ученик приходит в класс, он испытывает острую потребность в друзьях или подругах. Но сразу завести новых друзей не получается, поскольку класс «поделен» на компании детей, объединенные по своим признакам. Поэтому вместо дружелюбного отношения он встречает равнодушие и враждебность  - одноклассники просят его не садиться с ними, не ходить за ними и не подслушивать их разговоры. Причина одна — он чужой и к нему относятся с недоверием.

Компании девочек более консервативны, чем компании мальчиков. Мальчики принимают в свои «общества» новеньких более охотно, чем девочки. Ревность и соперничество также более характерны для девичьих групп. Мальчиков больше интересуют поступки, девочек — мысли, чувства и разговоры.

Разумеется, чувство одиночества и заброшенности не может не отразиться на настроении нового ученика в классе. Поэтому он чувствует себя обделенным, когда участники компаний идут к кому-то на день рождения, или между уроками образуется пауза. Ситуация, когда с сыном или дочерью никто не дружит, огорчает и родителей.

Лучшее, что может сделать новенький — это подождать некоторое время, и не пытаться наладить контакт слишком настойчиво. Компаниям, существующим не первый год, тоже требуется время на адаптацию к новому ученику. Спустя некоторое время он сможет завоевать доверие одноклассников, появится контакт и наладится общение. Но в первые дни и недели пребывания в новом классе необходимо внимательно присматриваться к одноклассникам и получать представление об иерархии в классе.

Как ребенку наладить общение со сверстниками в группе?

Как ребенку наладить общение со сверстниками в группе?

Одних родителей беспокоит влияние компании подростков на их сына или дочь. Настораживающих факторов достаточно много — от личностных качеств  одноклассников до странной одежды и употребления алкогольных напитков. Других тревожит невозможность ребенка вписаться в коллектив.

Одни школьники умеют ориентироваться во взаимоотношениях одноклассников и понимают, как наладить общение со сверстниками, другим необходимо подсказать. Если ребенок или подросток имеет разные интересы, приветлив  и уверен в себе, то стать «своим» в компании ему будет проще. Это произойдет не сразу, потому что ему необходимо время на адаптацию к классу.

Другим школьникам  необходимо набрать «очки», чтобы вписаться в новый коллектив. Не следует  пытаться «стать своим» с первых дней обучения в новом классе — это вызовет недоумение и отторжение со стороны компании. Для начала необходимо сохранять нейтралитет и не поддаваться на провокации «лидеров». Если новый ученик охотно идет на контакт, не хвастается и не ябедничает, то у него всегда есть шанс завоевать доверие одноклассников.

Детские «группировки» совсем не так прочны, как кажутся. В 11-13 лет школьники чувствуют, что «братство» и «сестринство» будут существовать вечно. Но практика показывает обратное — интересы меняются, школьники переезжают, ссорятся друг с другом. Вполне возможно, что участники распавшегося «тайного союза» подружатся с новым учеником, который к тому моменту станет уже «стареньким».

Умение общаться — один из важнейших навыков человека. Он особенно важен для ребенка, поскольку детское сообщество более требовательно и более жестоко. Если взрослые подчиняются определенным нормам поведения, то, в отличие от них, школьники не скрывают своего презрения и подозрения к «чужакам». Поэтому ребенку, готовящемуся к переходу в новую школу, необходимо учесть и это обстоятельство.

Излишняя навязчивость и слишком явное и настойчивое желание быть принятым в компанию — не самая лучшая стратегия поведения для новенького ученика. Но ему следует быть приветливым, вежливым и дружелюбным со всеми одноклассниками. Авторитет, доверие и уважение завоевывается не сразу. Если ребенка по каким-то причинам привлекает определенная компания из класса, но ее участники отказываются принять его, то следует немного подождать. Вес в коллективе появляется спустя некоторое время, и, вполне возможно, что он и сам утратит интерес к конкретной группе.

Разумеется, в детском и подростковом возрасте авторитет в коллективе очень важен для школьника. Но не следует пытаться завоевать его слишком явно, не разобравшись в системе отношений среди одноклассников. Чтобы быть принять нового человека, любому коллективу необходимо некоторое время.

Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3178 человек!