Развитие ребенка
Особенности детей-дошкольников с задержкой психического развития
4.8

Особенности детей-дошкольников с задержкой психического развития


Автор
Ася Куприянова


Особенности детей с задержкой психического развития проявляются ближе к школьному возрасту. Из-за незрелости нервной системы уровень памяти, внимания, воли и восприятия у таких детей намного ниже, чем у сверстников. Однако в отличие от серьезных психических заболеваний (олигофрения, умственная отсталость и т.д.), ЗПР компенсируется по мере взросления ребенка.

Как проявляется задержка психического развития?

Задержка психического развития относится к категории маловыраженных психических отклонений. Этот диагноз наблюдается исключительно у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Если симптомы ЗПР присутствуют в поведении детей среднего или старшего школьного возраста, значит, речь уже идет о тяжелых психических нарушениях - олигофрении, умственной отсталости, инфантилизме и т.д.

Особенности развития детей с ЗПР проявляются в следующих симптомах:

1. Безынициативность, слабая эмоционально-волевая сфера.

В сравнении со сверстниками дети с ЗПР кажутся более спокойными и отстраненными. Они не проявляют познавательного интереса, их трудно увлечь даже самой интересной игрой. Малыши не могут управлять своими эмоциями, поэтому они часто переходят от смеха к слезам и наоборот.

2. Задержка речи.

ЗПР практически всегда протекает на фоне задержки речи. В обычной жизни это проявляется в том, что ребенок говорит вяло, имеет скудный словарный запас, неспособен пересказать даже простой текст и не владеет навыками связной речи.

3. Неусидчивость, высокая отвлекаемость.

Дети, страдающие ЗПР, легко реагируют на внешние раздражители. Им трудно концентрировать внимание, из-за чего они часто отвлекаются во время занятий, забывают о деле, начатом буквально полчаса назад.

4. Плохая память.

Незрелость психики оказывает влияние на интеллектуальные способности ребенка. Если психика ребенка развивается согласно возрастным нормам, то в 5-6 лет малыш может запомнить и пересказать небольшой текст, усвоить школьные правила и наставления, сказанные родителями. Но при ЗПР ребенок практически не способен к пространственно-образному мышлению, т.к. его память формируется на базе практичных действий.

Особенности детей с задержкой психического развития также проявляются в низких коммуникативных навыках. Дети с данным нарушением часто сторонятся сверстников и не проявляют интерес к групповым играм.

Причины задержки психического развития

Задержка психического развития может быть обусловлена как биологическими, так и психологическими факторами.

Часто замедленное созревание психики связано с ранними поражениями нервной системы, которые вызваны тяжелым протеканием внутриутробного развития и родовыми травмами. К биологическому фактору нарушения также относят наследственность.

Психологические причины ЗПР включают в себя педагогическую запущенность, неблагоприятную атмосферу в семье, тяжелые стрессы в раннем возрасте и т.д.

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Неврологгия. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт. - 2014

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. - 2014