Развитие ребенка
Психика подростка
4.5

Психика подростка


Автор
Джамиля Абдурагимова


Подростковый период является трудным и отличается своеобразными психологическими особенностями. Если в детском возрасте больше привлекают яркие, красочные, интересные предметы, то подростки более интересуются процессом мышления, акцентируют внимание на внешность, красоту и восприятие окружающими.

На что обратить особое внимание?

Подросткам свойственны частые перепады настроения, лабильность психики, целеустремленность, сочетающаяся с импульсивностью и апатией, повышенная самоуверенность и, в тоже время, резкая ранимость и неуверенность в себе.

Многие специалисты и родители знают, что подростковый возраст является критическим и кризисным. Дети в этот период жизни становятся непослушными, капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с родителями и учителями.

Родители должны наблюдать за подростком большую часть времени и в различных жизненных ситуациях,  должны первыми заметить тревожные моменты в его поведении. Им необходимо знать наиболее распространенные причины , приводящие к возникновению нервно-психических отклонений у подростков, для того чтобы вовремя их устранить.

Среди семейных факторов особенно большую роль играют конфликты, развод родителей, бытовое пьянство и алкоголизм.

Со школой также может быть связан целый ряд ситуаций, предраспологающих к возникновению у школьника психических расстройств – это в первую очередь, не способность справиться с учебной нагрузкой. Психотравмирующим фактором становится и враждебное, несправедливое отношение к подростку, смена школы , когда теряются старые друзья и возникает необходимость приспосабливаться к новому коллективу, к новым учителям.

Как можно помочь ребенку?

Неблагоприятный эмоционально-психический климат в семье или школе создает предпосылки для нарушения психического здоровья подростка. При этом необходимо обратиться к психологу и к врачу психоневрологу. Беседа с опытным специалистом и тщательное выполнение рекомендаций помогут ребенку справится с возникшими проблемами.

Соотношение понятий психики и рефлекса (рефлекторная деятельность мозга и психика) / Чуприкова Н.И. // Вопросы психологии. - 2010. - №6. - с. 99-108

Психика: форма или функция деятельности? (к дискуссиям во внутреннем оппонентном круге школы А.Н.Леонтьева) / Соколова Е.Е. // Вопросы психологии. - 2018. - №2. - с. 100-110