Развитие ребенка
Развивающие игры: учимся читать
4.4

Развивающие игры: учимся читать

Используя развивающие игры, легче учиться читать, писать, творить и даже логически рассуждать. В непринужденной захватывающей ситуации сложные вещи становятся простыми и понятными. Если учесть, что для психологии детей игра является основным и наиболее естественным занятием, взрослые должны максимально применять ее и в обучении.

Когда пора обучаться чтению

К 4-5 годам ребенок уже многое знает и умеет. Пришло время ему учиться читать. Существующие сегодня методики раннего обучения Тюленева, Домана, Зайцева и другие позволяют делать это даже в более раннем возрасте. Однако специалисты по психологии развития детей утверждают, что начинать обучение стоит только тогда, когда ребенок:

  • общается с помощью предложений;
  • различает в словах отдельные звуки;
  • не имеет много логопедических проблем;
  • знает, где лево и где право.

Чтобы научиться читать, выучим звуки. Ведь именно их мы будем запоминать, произносить и складывать. А сделают процесс увлекательным развивающие игры для детей: читайте, рисуйте, лепите и фантазируйте. Чтобы не утомить ребенка, занимайтесь по 10-15 минут.

Учим гласные

С гласными занятия будут веселее — потому что их можно петь.

  • Красиво напишите буквы красным маркером на цветных картонных кружочках-бусинках или цветочках (около 10 см). Развесьте их по дому. Папа и мама, проходя мимо, каждый раз будут петь гласные, ребенок тоже поддержит игру. На следующий день поменяйте бусинки/цветочки местами, тренируйте внимательность.
  • Поищите с ребенком вокруг себя предметы похожие на буквы.
  • Вылепите буквы из пластилина или теста, сделайте из палочек, проволоки.
  • Напишите или распечатайте слова, в них ребенок найдет знакомые буквы и обведет их красным маркером.
  • Гуляя на улице, обращайте внимание на гласные в названиях улиц, магазинов, на рекламных щитах.

Учим согласные и слоги

Переходите к согласным. Не нагружайте ребенка информацией о том, какими они бывают (шипящими, мягкими, звонкими и т. п.).

  • Рисуйте или распечатывайте согласные на прямоугольных кусочках картона.
  • При первом знакомстве с буквой придумайте вместе с ребенком, на что она похожа. Нарисуйте это на бумаге. Образное восприятие поможет лучше запомнить.
  • Познакомившись со звуком и его изображением, подставляйте по очереди к гласным и сразу читайте слоги. Крепите карточки с помощью магнитов к доске или подвешивайте на веревку прищепками. Пусть ребенок это делает сам. Подберите (устно) слова, где есть такие слоги.
  • Выучив несколько согласных, составляйте маленькие слова: сок, сук, мак и т. п.
  • Рисуйте буквы на песке, на асфальте, на снегу.
  • Поиграйте в игру. Ребенок должен угадать букву, которую вы пальцем напишите ему на спине. Потом поменяйтесь ролями.

Первые предложения

Подготовьте предложения из 2-4 маленьких и простых слов. Хорошо, если они будут о чем-то знакомом, с именами близких. Не предлагайте ребенку читать стихотворения. Новичку сложно будет выдержать ритм, а он должен быть на высоте и поверить в свои силы.

Мы уверены, что любящие родители сделают все правильно, и ребенок поймет — с развивающими играми читать просто и интересно.