false
Развивающие игрушки
Как правильно выбрать первые игрушки для малыша
4.5

Как правильно выбрать первые игрушки для малыша


Автор
Ольга Сквирри


Игрушки всегда были неотъемлемой частью маленького мира малыша. Родители видят в них в первую очередь развлечение. Но на самом деле даже самые первые погремушки служат в первую очередь для развития ребенка.

Естественное развитие ребенка

Игрушки были у маленьких детей даже в те времена, когда еще неизвестно было такое понятие — «игрушка». Просто в руки ребенку попадала веточка, или листочек интересной формы, и кроха начинал его ощупывать и рассматривать. Именно так малыш получал первые впечатления и информацию об окружающем мире, а это и есть самое настоящее развитие ребенка в действии.

Интерес к окружающей среде — инстинкт, заложенные самой природой. В естественных условиях он был нужен человеческим существам, чтобы выживать. Чем больше есть сведений об окружающем тебя пространстве, тем больше шансов принять правильное решение о том, как добыть пищу, защититься от опасности и т. д. Так что роль игрушек очень важна для ребенка. Это не только развлечение, это первые стимулы к обретению жизненного опыта. Первый вид деятельности, который становится доступен крохе — это именно игра. Освоив этот этап и получив от него максимум полезных навыков, малыш сможет перейти к более сложным задачам. А «пробелы» в игровой деятельности могут обернуться серьезными психологическими проблемами в будущем.

Малыш осваивается в мире

Малыш осваивается в мире

Оптимальное время для появления первых погремушек в жизни ребенка — это один месяц. К этому времени малыш уже достаточно окрепнет и наберется сил, его желудочно-кишечный тракт научится перерабатывать материнское молоко (или смесь) и получать из него максимум полезных веществ. Если развитие ребенка шло нормальными темпами, кроха уже будет уметь фокусировать взгляд на предмете и выделять его из общего фона. Потому первые игрушки должны быть яркими, но при этом не вызывающих резких цветов. Родителям лучше остановить свой выбор на синем или зеленом цветах — они считаются наиболее успокаивающими из всего радужного спектра, но могут быть при этом достаточно интенсивными.

К двум месяцам кроха уже может не только выделять отдельные игрушки, но следить за их движением, рассматривать несколько объектов одновременно. В это время его можно познакомить с подвесным мобилем. Если он будет играть какие-то мелодии, малыш соотнесет источник звука с видимым объектом. После трех месяцев ребенок достаточно окрепнет, чтобы не только наблюдать за игрушками — он захочет их трогать и изучать более детально. Физическое развитие ребенка уже позволяет манипулировать конечностями, мышцы достаточно окрепли — пора играть!

Самые первые игры могут выглядеть очень примитивно, и на игры совсем не похожи. Родители не должны обманываться внешней видимостью. Сейчас наступает чрезвычайно важный этап в развитии ребенка, равного которому по значению, пожалуй, больше не будет никогда: малыш получает первый жизненный опыт и учится его использовать. Абсолютно все, что он потом будет делать в жизни, будет основываться на изученных сейчас принципах. И неважно, идет ли речь о создании куличиков или изучении квантовой физики, общий принцип будет один: если я сделаю так, я получу такой результат, нравится ли он мне, буду ли я его использовать? Когда малыш звенит погремушкой и радуется полученному звуку — происходит именно этот процесс. А позитивные эмоции являются бонусом, которым природа стимулирует кроху к новым открытиям.

Родители участвуют в игре

Ближе к 6 месяцам малыш будет рад, если к игре присоединятся его родители. Это возраст, рекомендованный психологами для начала специальных занятий на развитие ребенка. Кроха уже как следует разобрался, для чего игрушки вообще нужны, что с ними интересно и весело. Ребенок понимает, что они отличаются друг от друга по внешнему виду и функциям. Эти свойства родители и могут использовать. Самое время научить кроху уметь определять признаки и свойства предметов.

Это проще всего сделать на примете геометрических фигур разных цветов. Вот большой шарик, а вот маленький, мячик красный и мячик зеленый, это круг, а это квадрат — четко называя вслух, родители могут показывать крохе объекты, обращая внимание на их признаки. Всего несколько минут такой игры в день — и вскоре малыш сам будет тянуться и показывать маме необходимый шарик или кубик. Так дети постепенно осваивают выполнение команд. Естественным образом в игре появляются просьбы родителей: дай кубик, на мячик! Это очень важная веха развития ребенка — не просто понять, чего именно ты хочешь, и совершить нужные действия для этого, но вначале услышать просьбу другого человека и сделать нечто для него.

Дети растут

Дети растут

В кубики играть просто, и именно поэтому вскоре ребенок потянется к более интересным объектам. Ему можно предложить поизучать, например, фигурки животных. Раньше у маленьких детей была возможность лично видеть, как растут щенки и котята, как они отличаются по размерам и повадкам от мамы-кошки и мамы-собаки. Но современные дети могут видеть животных в основном на картинках в книжках. Пусть игрушки выполнят эту познавательную функцию. Родители могут для начала назвать всех зверей и рассказать крохе, кто как говорит. На более позднем этапе развития можно изучить, как называются мамы, папы и детеныши. Когда малыш изучит всех животных, можно попробовать поиграть в самые первые сюжетно-ролевые игры.

Самые первые игры могут иметь довольно простой сюжет. Кошечка пошла в гости. К кому она в гости пришла? К собачке. А что сказала? Правильно: «Привет!» Сюжетно-ролевые игры важны тем, что фактически они являются подготовкой ребенка к реальной жизни. На примере взаимоотношений героев в игре малыш изучит правила поведения, нормы общения в жизни, для него станет чуть ближе загадочный мир другого человека. Все маленькие дети эгоисты, так как у них пока просто не было возможности выяснить для себя, что другие люди вокруг — это также же существа, как он, со своими чувствами и потребностями, с этим надо считаться. Такие понятия пока слишком сложны для психики крохи. В игровой форме этот уровень развития постепенно приближается к ребенку.

1