Воспитание детей
Что делать, если ребенок не умеет защищать себя?
4.6

Что делать, если ребенок не умеет защищать себя?

Когда ребенок подвергается нападкам со стороны, это неприятно как детям, так и родителям. Почему в одной семье дети растут уверенными и могут дать отпор в любой ситуации, а в другой не способны постоять за себя, часто ведут себя как жертва, плачут, обижаются, жалуются родителям на то, что у них нет друзей?

Возможно, дело в особенностях личности ребенка. Малыш не может постоять за себя так, как это мог бы сделать школьник или подросток. Поэтому необходимо учить его тому, чтобы он умел обращаться за помощью к взрослым. Кроме этого, каждый ребенок может попасть в ситуацию, где ему сделают больно, обзовут, оскорбят, унизят или силой отнимут игрушку, а взрослых не будет рядом. Как родителям учить детей защищать себя? Ответы можно узнать из данной статьи.

Почему ребенок подвергается обидам?

Почему ребенок подвергается обидам?

Стать жертвой нападок со стороны или подвергнуться несправедливому отношению может любой ребенок. Однако дети, которые нуждаются в том, чтобы научиться защищать себя самостоятельно, отличаются от тех, кто без проблем дает отпор другим, и имеют ряд особенностей. Вот некоторые из них:

Застенчивость и неуверенность в себе. В компании друзей такой ребенок чаще молчит, боится сделать шаг навстречу, завязать знакомство или разговор. Возможно, такие особенности личности передались ему по наследству, а может быть, он воспитывается в тревоге и напряжении.

Агрессивность. Бывает так, что ребенок сам провоцирует агрессию со стороны сверстников на себя — обзывается, дразнит их, отбирает личные вещи. Реакция со стороны детей на такое отношение чаще всего бывает аналогичной — его бьют, обзывают, на него жалуются взрослым.

Неумение общаться. Это может проявляться в сильном желании командовать другими, подчинить их себе, или, если возникает конфликт, решить вопрос «кулаками». В ответ агрессивный ребенок оказывается в одиночестве и обижается.

Когда дети ябедничают, сквернословят, «подбивают» других на нарушение правил, обижают животных или малышей, не умеют делиться и договариваться, то конфликты со сверстниками у них могут возникать очень часто. Что делать родителям?

Застенчивых и скромных детей нужно учить общаться — возможно, стоит как можно чаще посещать вместе места, где они могли бы «раскрыться» перед другими, завести друзей, найти общие интересы. Патологическая застенчивость и повышенная тревожность нуждаются в коррекции психолога.

С агрессивными детьми, которых обижают сверстники, также нужно серьезно работать. Во-первых, ребенок должен понимать, что его обижают не потому, что другие плохие, а потому что он делает что-то, вызывающее такую реакцию. Слишком агрессивные дети также нуждаются в том, чтобы с ними работал психолог. Он проведет диагностику и установит причины вспыльчивого поведения.

Когда ребенок в группе детского сада или в школе является маленьким командиром, он может вести детей за собой. Однако иногда находятся сверстники, которые сопротивляются такому давлению, в результате чего могут обидеть ребенка, сказав ему, что он тут совсем не главный, и даже настроить других ребят против него. В таком случае родители должны понимать, что лидерские качества не всегда работают на пользу детскому развитию. Следует научить ребенка слышать друзей, уступать им, договариваться, делиться.

Если детей обижают по причине того, что их считают ябедами, грубиянами или не принимают в коллективе, потому что они могут жестоко обойтись с животным или человеком, тогда работать нужно с личностью ребенка. Это работа заключается в установлении причин его отклоняющегося поведения и имеет психологическую и коррекционную направленность.

Ребенок и слово «нет»

Дети, которые нуждаются в том, чтобы научиться защищать себя и свои границы, должны научиться говорить «нет» другим.

Матери и отцу важно объяснить значение этого слова и его силу во время конфликта. Слово «нет» может означать отказ, несогласие, умение «останавливать» другого, когда ситуация становится неприятной или небезопасной. Если дети не пользуются им в силу разных причин — боятся вызвать еще большую агрессию, не верят в себя, считают, что это не поможет, не чувствуют в себе силы, не имеют опыта давать отпор — то травля среди сверстников может продолжаться.

Чему следует учить детей?

Чему следует учить детей?

Родители должны понимать, что прежде чем воспитать в ребенке то или иное качество, чтобы он мог применить его в обществе или группе сверстников, сначала оно должно закрепиться дома, в семье — с близкими людьми. Детям всех возрастов важно слышать от родителей и четко знать то, что никто не имеет права причинять им физический или моральный вред, смеяться над внешним видом и умственными способностями, оскорблять родных и близких друзей, манипулировать так, чтобы заставить сделать что-то против воли.

Когда ребенок говорит «Меня заставили, и я ничего не смог сделать», ему следует объяснить, что выбор, на самом деле, есть всегда, особенно, если силы у конфликтующих сторон равны. Дети должны понимать свою роль в конфликтной ситуации и знать, что от их способности защищать себя может зависеть ее исход.

Всегда лучше и безопаснее не обращать внимания на злые шутки или «дразнилки» сверстников. Чаще всего, сталкиваясь с равнодушным отношением, обидчики перестают говорить неприятные или злые слова — им становится неинтересно это делать.

Если ситуация угрожает здоровью или жизни, нужно подумать, как сделать так, чтобы немедленно выйти из нее — позвать на помощь учителя, родителей или других взрослых, убежать, закричать.

Также дети не должны стесняться обращаться за помощью к посторонним людям, когда ситуация становится небезопасной.

Отношения со сверстниками

Общение со сверстниками — важная область жизни каждого ребенка. То, что он должен знать о ней, чтобы не подвергаться обидам и нападкам со стороны:

  • Настоящий друг будет заботиться о том, чтобы не причинить морального или физического вреда;
  • Во время конфликтных ситуаций лучше всего держаться вместе со своими друзьями.
  • Полезно упражняться в остроумии — во многих случаях «отпор словами» ставит обидчиков в неприятное положение, обескураживает их, и дает понять, что ребенок не является объектом для битья или насмешек.
  • Каждый раз, когда родители замечают, дети подвергаются обидам, они должны спросить ребенка — что он сделал для того, чтобы защитить себя? Если взрослые видят, что такой привычки нет, и он позволяет над собой издеваться, то важно задуматься, почему он играет роль жертвы — может быть, ему не хватает внимания или перед глазами нет примера того, как нужно защищать себя?

Что могут сделать родители?

Для того чтобы у ребенка были сформированы чувство собственной ценности, способность отстаивать личные границы, понимание того, что никто не имеет право брать его вещи или причинять боль, он должен воспитываться в семье, где царит атмосфера безопасности, надежности и благополучия.

Родители могут и должны поддерживать внутреннюю силу ребенка, напоминая ему о том, что он молодец, они верят в него, и он справится с трудной ситуацией. Такая поддержка позволяет детям почувствовать собственную значимость и построить соответствующие отношения с самим собой — бережные и внимательные. Когда он учится относиться к своей личности с уважением — то же самое отношение он бессознательно демонстрирует окружающим людям. Благодаря этому, его редко будут обижать или насмехаться, потому что человека, который уважает себя, трудно «зацепить» и обидеть неосторожным или глупым словом.