Воспитание детей
Дети и жадность: как правильно воспитать чувство собственности
4

Дети и жадность: как правильно воспитать чувство собственности

Одни дети без проблем делятся любимой игрушкой с другими ребятами, зовут играть в новый конструктор, угощают последней конфетой и т. д. Другие, наоборот, со слезами на глазах прижимают к груди свое «имущество» и готовы бороться за него до последнего. Что это, первые проявления жадности? Хорошо это для малыша или плохо? Нужно ли бороться с этим чувством?

Всегда и всем безоговорочно отдавать свои игрушки, полностью забывая о себе, конечно же, плохо. Однако потакать жадности и помогать взращивать это чувство нельзя. Иначе ребенку придется нелегко во взрослой жизни. Как же почувствовать эту грань и не перешагнуть ее? Как помочь детям, не поделившим игрушку, решить конфликт? Разберемся в этих вопросах подробнее.

Жадность или одна из стадий развития ребенка?

Жадность или одна из стадий развития ребенка?

Развитие ребенка, особенно раннего возраста, не обходится без предметно-манипулятивной деятельности. В процессе взаимодействия с различными предметами малыш знакомится со свойствами вещей, их предназначением, а также познает свои способности и возможности. В результате у него формируется представление о себе как об отдельной личности, развивается самосознание, а параллельно с этим появляется чувство собственности. Дети воспринимают все свои вещи и игрушки как часть самих себя, поэтому яростно относятся к любой попытке отобрать их.

Взаимодействуя с предметами, малыши определяют их в категорию «своих». К примеру, попав в детский развлекательный центр, ребенок взял в руки понравившуюся из предложенных для развлечения игрушку. Подойти и отобрать ее у него будет сложно, он будет яро отстаивать свое право на нее, при том, что она ему не принадлежит. Другие дети поступают точно также, отбирая игрушки у своих сверстников.

Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда малыш в песочнице не хочет делиться своей игрушкой с другими ребятами, а мама настаивает: «Поделись. Не будь жадиной! С тобой никто не захочет играть!». На развитие ребенка эта фраза оказывает негативное влияние, подавляет зарождающиеся в нем необходимые личностные качества. Он начинает думать, что его любят не безусловно, а за выполнение требований. В данном случае — за то, что он поделится игрушкой. С этого начинается процесс обесценивания ребенка как личности, формирования в нем понимания того, что в области привязанностей и чувств должны быть отношения товарного характера.

Родители часто говорят детям, что жадничать плохо, но это неправильно. Проявляя жадность, малыши всего лишь пытаются отстаивать свою собственность. Не обретя этот навык, они вырастут безвольными, слабохарактерными, не смогут отстаивать свои права, интересы семьи, не поймут, с чем можно расставаться легко, а за что необходимо постоять.

Взрослые же тоже не отдают первому встречному свои личные вещи — машину, одежду, украшения и т. д. Конечно, это не старая сломанная лопатка или потрепанная кукла, и тем не менее. Просто у детей несколько иная система ценностей, но они имеют такое же право не делиться своей собственностью и отстаивать ее.

Как правильно воспитывать в детях чувство собственности?

Родители часто говорят своим чадам: «Это мое, не нужно трогать!» Таким образом они приучают малышей уважать чужую собственность. Почему же тогда они заставляют своего ребенка делиться игрушками с другими детьми? Разве его собственность не достойна такого же уважения? Почему он должен отдавать кому-то часть себя самого?

В такой ситуации малыш ждет поддержки от родителей, а они часто становятся на сторону «обидчика». Это неправильно и негативно сказывается на развитии ребенка. В этом случае нужно поставить себя на его место — отдали бы вы свои ценности, если бы посторонний человек подошел и попросил или начал отбирать?

Также важно понимать, что родители должны прививать уважение к собственности личным примером. Иначе ребенок не переймет нужные моральные установки. Если другой малыш силой отбирает игрушку или берет что-то без спроса, необходимо обязательно вмешаться и помочь своему чаду отстоять «имущество». И наоборот, когда сын или дочь захочет взять чужую вещь, следует объяснить, что без спроса это делать нельзя, что ее могут не дать, и права того ребенка тоже нужно уважать. Это наглядная демонстрация уважения к собственности, подтверждение того, что родители на его стороне и поддерживают свои же моральные установки.

Как у малышей появляется жадность?

Как у малышей появляется жадность?

На самом деле, это чувство у них воспитывают родители. Некоторые постоянно приучают к тому, что никому нельзя давать свои игрушки даже на 10 минут. Однако в большинстве случаев приучение к жадности происходит неосознанно. Мамы и папы часто произносят подобные фразы: «Не будешь беречь и собирать игрушки, отдам их другим детям». Малыши воспринимают эти слова всерьез и начинают еще больше жадничать.

Также часто родители навязывают своему чаду это качество характера. Когда ребенок не хочет делиться своей вещью с другими, мамы и папы «вешают на него ярлыки»: «Ты жадина, это неправильно, некрасиво!», «Если ты так будешь поступать, с тобой никто не будет дружить!» Со временем ребенок перестает защищаться и начинает соответствовать этой характеристике. Одним словом, обозвать малыша — самый действенный способ воспитать в нем это качество. Потому важно следить не только за своим поведением, но и за своими словами. Только поддержка и понимание родителей помогут ребенку в трудной ситуации, ведь сам из нее выйти он еще не способен.

Если же у вас в семье двое и больше детей, объясните им, что есть вещи общего и личного характера. Одни игрушки предназначены для всех членов семьи, а другие — нет. Осознание этих простых истин в раннем возрасте поможет вашим детям в будущем заводить друзей, строить романтические отношения и создавать собственные семьи. При возникновении внутренних конфликтов не кричите на малышей, а в спокойной обстановке решайте сложившуюся ситуацию. Агрессивная реакция родителей на споры братьев/сестер может еще больше усугубить конфликт между ними.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / Александровская Э. М. и др. // М.: Академия. - 2002

Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников. / Бардиер Г., Розман Н., Чередникова Т. // Кишенев; СПб.; Дорваль: Соц.-коммерческий филиал «Человек». - 1993

Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Доронова Т.Н., Якобсон С., Соловьева Е. // М.: Просвещение. - 2003

Семейные отношения и их воспитательное значение / Острогорский А. Н. // Семейное воспитание: хрестоматия. - 2001

Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника / Под ред. Л.А. Парамонова и др. // М.: Карапуз. - 2001