Воспитание детей
Дети-маугли: на воспитании у животных
4.6

Дети-маугли: на воспитании у животных

Историю о мальчике, воспитанном стаей волков, поведанную Редьярдом Киплингом, знают и любят во всем мире. По «Книге Джунглей» сняты фильмы и мультики, она издана огромными тиражами на разных языках. «Мы с тобой одной крови, ты и я!» — и на эту волшебную фразу откликаются не только животные, но и стихии природы, покоряясь человеку и сотрудничая с ним.

Жаль, что это всего лишь сказка. И что в действительности у детей, изолированных в раннем возрасте от человеческого общества, перспективы печальные. О том, что на самом деле происходит с «дикими детьми», рассказывает MedAboutMe.

Ребенок среди детенышей и четвероногие воспитатели

Когда обычный горожанин держит на руках маленького ребенка — сына, внучку, племянников, — ему и представить страшно, что вот этот беспомощный, целиком зависящий от взрослых малыш вдруг окажется один-одинешенек в лесу или в джунглях, или даже просто на улице. Одинокому маленькому ребенку не выжить, — уверены мы. И в большинстве случаев так оно и есть.

Но недооценивать неистребимую тягу к жизни, заложенные природой механизмы выживания тоже не следует. И факты, зафиксированные в истории человечества, это подтверждают. Иногда даже маленькие и совершенно беспомощные дети выживают в самых немыслимых, суровых условиях. И помогают им в этом животные. Иногда — хищные, которые могли бы беззащитным человеческим ребенком просто подкрепиться. Но вдруг срабатывает чрезвычайно сильный инстинкт, предписывающий заботиться о детенышах и не обижать их. И зверь начинает кормить и воспитывать малыша, как своего собственного. А тот воспринимает «науку» и постепенно становится все больше и больше похож на окружающих его животных и все меньше на человека. Во всяком случае, по поведению.

Наверное, какие-то из «диких детей» так и прожили всю жизнь по образцу и подобию животных, спасших им жизнь, и никто об этом не узнал только потому, что они не попадались на глаза и в ловушки. Быть может, кто-то из них дал основания для зарождения слухов о странных лесных обитателях вроде йети. Люди узнали только о тех «маугли», которые были найдены и возвращены в социум. Вернее, их попытались вернуть обществу, но почти всегда эти попытки были неудачными.

Не зря «диких детей» называют еще феральными — от латинского слова feralis, что означает «умерший», «похороненный», «погребенный». Потому что для социума они утеряны навсегда, как если бы действительно умерли. И истории детей-маугли это подтверждают.

Дикие дети и их истории

Дикие дети и их истории

Одной из первых таких историй порой называют легенду об основателях Рима, о Ромуле и Реме, вскормленными волчицей. По преданию, малыши провели с волчицей не слишком много времени до того, как их нашел и взял к себе пастух. Иначе все, что они смогли бы основать, ограничилось бы более или менее удобным логовом, а не великим городом.

Один из первых документально зафиксированных случаев нахождения «дикого ребенка» произошел в 1173 году в Саффолке, где горожане нашли в лесу детей, вскормленных волками. В 1341 году мальчик-волчонок был пойман в Гессене. При отлове ребенок рычал и кусался, как настоящий волчонок. После поимки вскоре умер, не смирившись с неволей и не научившись есть человеческую пищу.

Надо сказать, что чаще всего детей выкармливали именно волки. Известны также случаи, когда человеческие детеныши были приняты и воспитаны другими животными: леопардами, кенгуру, обезьянами, и даже орлом и медведями, хотя это совсем трудно понять. Что делали дети, когда медведи впадали в спячку на зиму?

Тем не менее, детей-медвежат обнаруживали как минимум трижды: в 1767 году в Венгрии, в 18 веке в Дании и в 1897 году в Индии.

Индия вообще лидирует по количеству «детей-маугли», не зря Киплинг сочинял свою красивую сказку именно об индийском мальчике, попавшем к волкам в стаю. Особенно много феральных детей было найдено в Индии в ХХ веке. И большинство из них выжили именно благодаря волкам.

Наиболее известна история девочек Амалы и Камалы, которых обнаружили в волчьем логове, когда одной из них было всего полтора года, а второй восемь лет. Девочек нашли в 1920 году. Они были похожи на людей только внешне, а во всем остальном вели себя как настоящие звереныши: воду лакали, передвигались на четвереньках, но с удивительной скоростью. Питались сырым мясом, ловко ловили и поедали мелких грызунов и домашнюю птицу.

Младшая Амала умерла через год после поимки. Камала сумела прожить в неволе 9 лет, с трудом овладев за это время несколькими простейшими навыками. Она научилась ходить на двух ногах, но если надо было двигаться быстро, все равно становилась на четвереньки. Научилась умываться, хотя так и не поняла, зачем это надо делать. Камалу обучили также есть с тарелки, но она все равно не могла устоять от соблазна съесть сырые потроха, когда находила их во дворе. Девушка смогла даже выучить несколько слов, но так и не овладела речью в полной мере. И до конца своей короткой жизни явно страдала, находясь «в неволе» среди людей.

Примерно также произошло и с известным Айверонским дикарем, пойманным во Франции в 1800 году. Подростка назвали Виктором и постарались вернуть «в люди». Виктор прожил довольно долго, до 40 лет, но так и не социализировался. Его с трудом научили отправлять физиологические потребности в туалете, не ходить голым и есть с тарелки, но все это было ему в тягость. Виктор сумел выучить три слова, но зато ему полюбились разные хозяйственные дела: например, он с удивительной ловкостью и явным удовольствием колол дрова.

В Уганде 4-летний мальчик убежал из дома в лес после того, как на его глазах от рук отца погибла мать. Несколько лет мальчик провел в лесу со стаей мартышек, лазая по деревьям и питаясь фруктами и орехами. В 1991 году мальчика-обезьяну поймали, несмотря на сопротивление. Джон смог научиться говорить и петь, причем так хорошо, что мальчика взяли в детский хор «Жемчужины Африки», с которым он долго гастролировал. По непроверенным слухам, сейчас Джон работает в одном из зоопарков, где ухаживает за обезьянами, с которыми по-прежнему легко находит общий язык.

Туркменский «маугли», 6-летний мальчик, бегавший со стаей волков, был пойман в степи в начале 60-х годов прошлого века. Он изо всех сил сопротивлялся поимке и покусал одного из геологов, помогавших ловить одичавшего ребенка. К 37 годам, когда о Дюма (так назвали мальчика) поступали последние сведения, он так и не умел ходить на двух ногах, предпочитал питаться сырым мясом и кусался. Зато научился пользоваться туалетом и чистить зубы.

Одичавшие среди людей

Когда дети оказываются в дикой природе, будучи потерянными, украденными или даже преступно выброшенными нерадивыми или беспечными родителями — это ужасно. Но еще страшнее ситуации, когда ребенок растет не в диких джунглях, а среди людей, но оказывается все равно никому не нужным, лишенным нормального человеческого общения и заботы.

Так происходит до сих пор, к сожалению. Чаще всего дети оказываются предоставлены сами себе в семьях маргинальных родителей, подверженных порочным пристрастиям или психическим отклонениям.

Так произошло, например, с мальчиком Иваном из Волгограда. Его мать интересовалась только птицами, которых разводила, о которых заботилась. Сыну внимания матери не доставалось, он даже не покидал комнаты, заполненной клетками и птичьим щебетанием. Мальчик питался с птицами, общался только с птицами, и, когда его, наконец, в 2008 году забрали социальные службы, он хлопал руками, как крыльями, и выражал эмоции по-птичьи, свистом, чириканьем и щебетом. С ребенком долго работали психологи, но о том, достигли ли они успеха, сведений нет. Возможно, об этом не сообщается в интересах мальчика.

Еще более трагичной была история малышки Джинни из Калифорнии, которую психически неуравновешенный отец 12 лет держал в нечеловеческих условиях, в полной изоляции от людей и даже без доступа света. Девочку привязывали к стульчику на день и запирали в клетке на ночь, наказывали за попытки разговаривать. Чего хотел добиться родитель, так и осталось неясным, так как он покончил с собой, оставив записку со словами о том, что его не поняли. Несмотря на все попытки специалистов вернуть девочке нормальную жизнь, она так и не научилась разговаривать.

Относительно «счастливой» была судьба девочек, воспитанных, если так можно сказать, домашними собаками. Одна из них, украинка Оксана Малая, оказалась ненужной родителям-алкоголикам и была помещена в детский дом. Воспитателям которого тоже оказалась не нужна. Ребенок нашел тепло и ласку только у собак, сначала дома, потом и в полудикой стае на территории детского дома. С ними Оксана и провела несколько лет, научившись у них лакать воду, есть сырое мясо, рычать, лаять и бегать на четвереньках. В одесском интернате для детей с дефектами развития Оксану долго учили ходить на двух ногах, разговаривать, пить воду из стакана. Сейчас девушка живет в интернате для взрослых, где помогает ухаживать за скотиной. Собаки остаются для нее лучшими друзьями и предпочитаемым кругом общения.

О судьбе других известно мало. Одна из малышек жила в доме, полном людей и животных, но общалась только с собаками и кошками. Пять лет девочка провела взаперти, не выходя на улицу. Родители и бабушка с дедушкой выгуливали только собак. Когда в 2009 году девочку забрали, она совсем не владела речью, хотя и понимала ее.

В том же 2009 году в Уфе была найдена в собачьей конуре трехлетняя девочка, которая бегала на четвереньках и ела как собака, без помощи рук. Ее мать-алкоголичка ребенком интересовалась меньше, чем спиртным. Девочку направили в реабилитационный центр. У нее есть надежда на восстановление, так как она провела в изоляции не так много времени.

Потому что в раннем возрасте важен каждый год, каждый месяц. Иначе развитие ребенка затормозится и, вероятно, необратимо.

Социум и его роль в развитии ребенка

Социум и его роль в развитии ребенка

Когда детей-маугли стали находить довольно часто, ученые начали изучать этот феномен. Для одного из экспериментов были отобраны две группы новорожденных. Детям первой группы обеспечивали только удовлетворение физиологических потребностей. Их кормили, содержали в тепле и чистоте, но не общались с ними, не ласкали и не играли, не разговаривали и не проявляли во время ухода никаких эмоций. Детям из второй группы доставалось все, что положено ребенку: кроме пищи, тепла и гигиены, еще и ласка, песенки, игры, разговоры, объятия, поцелуи. Целью эксперимента было установить, влияет ли на развитие ребенка наличие социальных взаимодействий, или достаточно одного только удовлетворения физиологических нужд. Эксперимент прекратили довольно быстро, так как дети из первой группы начали заметно отставать в развитии, и не только в интеллектуальном и эмоциональном, но и в физическом.

Современная психология с уверенностью, основанной на многолетних исследованиях, полагает: в жизни человека есть периоды, наиболее подходящие для развития основных навыков и умений, в том числе базовых. Таких, как прямохождение, овладение речью, социальное взаимодействие. Если в наиболее благоприятный период навык не развивается, впоследствии восполнить пробел не всегда возможно. Изменения становятся необратимыми.

Так, для развития мелкой моторики и накопления словарного запаса важнее всего период от 1,5 до 3 лет. Осмысленная речь формируется в возрасте 3-4 лет, навыки социального взаимодействия в 5-6 лет. В возрасте от 1 до 4 лет дети учатся обращению с одеждой и обувью, с посудой и столовыми приборами, приобретают первичные навыки самообслуживания и понятие о гигиене. Если ребенок не научится ходить на двух ногах в первые годы жизни, в дальнейшем овладеть этим способом передвижения он уже не сможет. Точно так же останутся недоступными для малыша и эмоции, если у него не было эмоционального взаимодействия с себе подобными в течение первого года жизни.

По мнению врача Жан-Марка Итара, автора книги об Айверонском дикаре, человек является особенным видом, так как людям жизненно важно развиваться в социуме. Если в раннем возрасте ребенок лишен общества людей и нормального общения, его мозг останется недоразвитым, хотя физическое здоровье может быть вполне крепким.

В этом секрет воспитания детей. Кроме пищи и тепла, им для нормального развития нужна любовь. Любовь, ласка и общение.

Комментарий эксперта
Майрена Васкез Родригес, психолог, психоневролог
Майрена Васкез Родригес, психолог, психоневролог

Случаи обнаружения «диких детей» хотя и редки, но не настолько, чтобы можно было не придавать им значения. Хуже всего, что феральные дети находятся иногда не в лесных зарослях или в сердце джунглей, не среди диких зверей, а среди людей. Которые просто не обращают внимания на то, что происходит с малышами, ставшими вдруг никому не нужными.

Реабилитировать таких детей очень проблематично, особенно, если ребенок был найден в возрасте старше 5-6 лет и провел все раннее детство в изоляции. В некоторых случаях их удается выдрессировать, подобно тому, как медведей учат танцевать или ездить на велосипеде. Но о полноценной социализации и восполнении пробелов в развитии говорить не приходится, к большому сожалению.

Использованы фотоматериалы Shutterstock