Воспитание детей
Правила общения с детьми для родителей
3.5

Правила общения с детьми для родителей

Общение с детьми – важная часть семейных отношений. В тех случаях, когда взрослые не знают, как общаться правильно, или нарушают допустимые нормы, которые есть в психологии личности, дети и родители переживают нелегкие времена, когда взаимодействуют друг с другом. Сюда относятся отношения, решение общих проблем, желание помочь ребенку и поддержать его, наказание и поощрение, попытки родителей привить детям определенные качества характера, например, самостоятельность, доброту, силу. Когда взрослые ищут ответы на вопросы – как правильно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал любовь и, в то же, время, хотят донести до него необходимость некоторых норм и правил, они могут испытывать серьезные затруднения.

Взрослым нелегко найти правильный путь, отказаться от своих негативных установок. Во многих случаях родителям трудно быть непохожими на собственных мать и отца, даже, когда они понимают, что методы воспитания, применяемые к детям, разрушительны для детской психики. В данной статье собраны общие советы и рекомендации взрослым, которые позволят упорядочить знания в голове и сформировать картину того, как общаться с детьми. Эти рекомендации можно применять в любой области отношений с ребенком.

Мать и отец должны говорить о своих чувствах

Все дети иногда совершают поступки, которыми родители остаются недовольны. Нарушение правил, плохие оценки, неприемлемое поведение вызывают злость у взрослых, раздражение, желание наказать. Родителям, чтобы не травмировать детскую психику, нужно общаться с ребенком так, чтобы он ясно понимал, что мать и отец критикуют и осуждают не его, как личность, а поступок, который он совершил. Хорошо, если взрослые при этом будут говорить о собственных чувствах. Тогда – не «Ты разозлил меня» (что неизменно вызывает чувство вины у ребенка), а «Я злюсь на тебя за то, что ты сделал».

Важно слышать желания детей

Важно слышать желания детей

Дети, долгое время, пока не станут взрослыми, живут своими желаниями. Когда родители стараются удовлетворить их потребности – ребенок весел и доволен, полон энергии и способен получать новые знания. Однако далеко не все желания ребенка можно и нужно выполнять. Что должны делать родители? Стараться всегда выслушивать то, о чем говорит ребенок. Управлять своими эмоциональными реакциями в тех случаях, когда его запросы являются недопустимыми, невозможными. Так, родительское «Нет» и «Нельзя» должны звучать спокойно, твердо и уверенно. Ребенок гораздо легче переживет отказ родителей, и его психика при этом не пострадает, в отличие от обратной ситуации, когда мать и отец игнорируют детские желания и чувства. Именно в таких случаях дети чувствуют себя отверженными, ненужными.

Позволять ребенку выражать эмоции

Принятие детских чувств – очень важный процесс, который, впоследствии, отражается на формировании характера ребенка. Все дети и взрослые испытывают эмоции, однако, родители умеют управлять ими гораздо легче, чем дети. Если взрослые во время общения с детьми не принимают их негативные чувства – запрещают злиться, огорчаться, жаловаться, страдать, грустить – ребенок учится давить отрицательные эмоции в себе. Когда он вырастет, в лучшем случае, это приведет к тому, что он будет долгое время ходить к психологу и выражать подавленные чувства в личной терапии, в худшем – возникает риск приобретения вредных привычек, склонность к одиночеству, невозможность строить близкие личные отношения.

Похвала – форма любви

Похвала для ребенка в любом возрасте – это поддержка его внутренних сил, проявление любви, формирование убежденности в том, что он способный, уникальный, замечательный и хороший. Как правильно хвалить детей? Делать это следует искренне, просто и от всей души. Родители совершают ошибки, когда говорят: «Да, ты молодец, что принес «пятерку» по русскому языку, если бы ты еще физику подтянул...» Поощрение в такой форме не вызывает радости, а дает понять ребенку, что он недостаточно хорош, не дотянул, не оправдал ожидания матери и отца, а значит, не может гордиться своим достижением.

Еще один пример отсутствия похвалы: «Лучше бы об уроках подумал, чем занимаешься всякой ерундой». Так, например, может ответить родитель, когда ребенок хвастается ему самодельной машинкой или рисунком.

Чем больше мать и отец будут говорить детям поддерживающих слов, независимо от масштаба выполненного дела – красиво нарисованный заяц или золотая медаль – тем больше в детях растет уверенность в том, что они талантливы, способны, нужны и приняты.

Требования должны быть четкими

Родители часто выставляют детям разные требования. Как правильно это делать? Ребенку нужно давать четкую инструкцию, которая будет для него понятна. Не стоит, при этом, подключать эмоции и лишние слова. Например, «Ты совсем мне не помогаешь, я все делаю сама, я очень устала. Отправляйся делать уборку своей комнате». В таком случае, перед тем, как услышать просьбу, ребенок получает дозу отрицательного внимания, которое вызывает чувство вины. Просьба «Сделать уборку в комнате» должна звучать четко и без лишних эмоций. Маме, при этом, не обязательно контролировать данный процесс – она может спокойно заниматься другими делами, однако, детям не стоит разрешать идти гулять или выполнять другие их желания, пока они не сделают так, как сказала мать.

Насмешки и унижения недопустимы

Непозволительно для родителей и вредно для детской психики, когда мать и отец «вешают» на ребенка ярлыки, обращаются к нему неуважительно, насмехаются. Такие слова как «глупец», «трус», «слабак» – точно не приведут к тому, что дети станут более уверенными в себе, умными и способными. Следует, также, избегать такого начала: «Ты всегда все делаешь плохо», «Ты никогда не прислушиваешься ко мне, не уважаешь меня».

Дети нуждаются в уважении

Дети нуждаются в уважении

Уважение – процесс, который в семье является взаимозаменяемыми. Если мать и отец хотят, чтобы дети уважали их авторитет и прислушивались к взрослому мнению, то им нужно задуматься над тем, уважают ли они сами детские чувства и прислушиваются ли к мнению детей. Детей нужно слышать, когда они рассказывают о своих детских проблемах – оценках, желаниях, общении со сверстниками, трудностях, мечтах, планах сомнениях. Так они чувствуют любовь к себе – это является главной потребностью детей любого возраста.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

«Отцы и дети» в городской семье: общение или отчуждение / Павлов Б. С., Разикова Н. И. // ВАК. - 2012

Особенности общения в современной семье / Тимашева Л. В. // Logos et Praxis. - 2017. - ВАК

Речевые аспекты семейного конфликта / Анохина В. С. // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - Серия 3: Педагогика и психология