Воспитание детей
Воспитываем самостоятельных детей
5

Воспитываем самостоятельных детей

Могу ли маленькие дети быть самостоятельными? Да, если родители дают им такую возможность. Многие мамы и папы мечтают видеть своих ребят «маленькими взрослыми», обладающими хорошей долей уверенности в себе и серьезностью. Говоря о самостоятельном ребенке, взрослые часто имеют в виду того, кто способен с желанием заботиться о себе и выполняет ежедневные обязанности без лишних напоминаний. Например, ребенок встает утром и заправляет постель, умывается, одевается, готовит себе завтрак, сам собирает портфель, убирает игрушки, решает проблемы в школе и другие неприятные жизненные ситуации. Кроме того, он заботится о младших братьях и сестрах, если они у него есть, или родителях, когда те в этом нуждаются, поддерживает чистоту и порядок, является «собранным» и ответственным, многое может и умеет делать сам.

Такой ребенок — просто мечта для многих пап и мам. В настоящий момент дети, обладающие самостоятельностью, составляют достаточно маленький процент. Чаще всего они привыкли к тому, что многие вещи за них делают родители, воспитатели и учителя. Так ребенок рискует вырасти инфантильным, безынициативным, тревожным и неуверенным в себе.

Как правильно воспитывать детей, чтобы сформировать в них самостоятельность? Ответы в данной статье.

Кто такой самостоятельный ребенок?

Кто такой самостоятельный ребенок?

Иногда взрослые полагают, что самостоятельными дети становятся в более взрослом и сознательном возрасте — 10-14 лет. Это заблуждение, если в него верят родители, может привести к тому, что ребенку, которого до подросткового или школьного возраста вообще не приучали к самостоятельности, будет очень сложно научиться делать что-то самому и нести ответственность за свои поступки.

Самостоятельный ребенок — тот, у которого в достаточной мере сформировано чувство собственной обособленности, он объективно воспринимает и оценивает себя, четко понимает свои потребности, обязательства, владеет навыками самообслуживания, заботы о себе и о других. Этими качествами или предпосылками к ним дети могут обладать и в трехлетнем возрасте.

Быть самостоятельным ребенком — это не значит оказаться брошенным своими родителями и с малых лет делать то, что не умеют другие дети. Это значит ясно осознавать свою жизненную позицию, понимать чувства и потребности, получать удовольствие от сформированного умения заботиться о себе, создавать лучшие жизненные условия. Кроме того, самостоятельность помогает развивать отношения с окружающими, решать проблемы — дома, в школе или во дворе, — формирует уверенность и целеустремленность.

Терпение и свободное время родителей

Иногда родители удивляются тому, что дети растут несамостоятельными, не замечая, как сами не позволяют им быть таковыми. Первые признаки умения делать что-то самому формируются у ребенка в младенческом возрасте — когда он пытается взять в руки погремушку, ложку, сесть, ползти, делает первые шаги. В это время важно, чтобы родители оказали малышу такую поддержку, благодаря которой он поймет, что его усилия приносят пользу ему и радость окружающим. Похвала и поощрение — вот то, что должны проявлять мать и отец, когда малыш проявляет свою первую независимость от взрослых и делает что-то сам.

Когда ребенок растет, его кругозор расширяется, желания познавать мир становится все больше. Яркие признаки делать что-то самому проявляются в возрасте трех лет. В это время дети могут вести себя негативно, агрессивно и их любимыми словами становятся «я сам!». Родителям на этом этапе необходимо запасаться терпением, особенно, если они поставили себе цель воспитать в них самостоятельность. Трехлетний ребенок может быть упрям, нерасторопен, неумел. Однако в этом возрасте в нем сосредоточены большая сила и желание познавать мир, изучать его, исследовать и делать все самому.

Часто взрослым не хватает времени или терпения, чтобы подождать, пока малыш оденется, застегнет куртку, завяжет шнурки и они делают это сами. Иногда дети криками и плачем протестуют против такого вмешательства, и тогда настроение у членов всей семьи портится.

Для того чтобы ребенок рос самостоятельным, нужно давать ему возможность доводить до конца любое дело, за выполнение которого он взялся. Как это сделать, учитывая темп трехлетнего малыша и современный ритм жизни? Просыпаться или выходить из дома пораньше, быть терпеливым родителем, предлагать помощь, если ребенок не справляется, но не делать за него, подсказывать и хвалить даже за самые маленькие достижения, уметь ждать, радоваться успехам.

Дети, родители и опасность

Иногда родители не позволяют детям делать что-то, потому что тревожатся и боятся за их жизнь и здоровье. Так дети растут, лишенные возможности видеть с близкого расстояния собаку, не знают, какими признаками обладает горячая вода в чайнике, как добраться короткой дорогой до дома.

Такой ребенок растет в условиях, которые являются самыми благоприятными для его жизни и развития и почти не испытывает стрессов, потому что родители позаботились о том, чтобы их не было. Но это воспитание лишает его не только опыта поведения в кризисных или неожиданных ситуациях, но и возможности помочь себе самостоятельно, если вдруг возникнет такая необходимость.

Невозможно оградить детей ото всех неприятностей и опасностей окружающего мира. Гораздо эффективней научить их справлять с ними, «дать» в руки инструмент по преодолению трудностей или проблем, воспитать так, чтобы они всегда знали, как следует поступить, могли надеяться на свою силу, смекалку, ум, находчивость, самостоятельность.

Самостоятельность и послушание ребенка

Самостоятельность и послушание ребенка

Часто родители хотят видеть детей послушными и наказывают их за малейшие проступки, шалости и несоблюдение правил. Матери и отцу следует знать, что непослушание — это один из первых признаков проявления самостоятельности. Именно через него ребенок осознает свою независимость, понимает, что он может делать что-то независимо от родителей.

Всегда послушные дети рискуют вырасти безынициативными, несамостоятельными, боязливыми, сомневающимися и неуверенными в себе. Это не значит, что нужно поощрять нарушение правили, «закрывать» глаза на недостойное поведение детей. Прежде, чем ругать и наказывать, стоит понять, что хотел ребенок, о чем думал, к чему стремился, относится его непослушание к проступку или к проявлению самостоятельности.

Когда родители понимают причины поведения ребенка, если на него жалуются учителя или соседи, это говорит о том, что между членами семьи есть доверие. Доверять детям, помогать исследовать этот мир, позволять им ошибаться, передавать ответственность и в то же время находиться рядом — мощная поддержка, которую могут оказать родители, в том числе, во время воспитания самостоятельности.