Группа американских ученых опубликовала в издании Cell Reports статью, в которой описывает феномен синхронизации сердцебиения у нескольких человек, внимательно слушающих аудиотекст.
Исследователи провели серию из четырех экспериментов.
Вначале здоровые добровольцы одновременно слушали книгу Жюля Верна «20 000 лье под водой». Согласно результатам ЭКГ, практически у всех слушателей частота сердечных сокращений (ЧСС) возрастала и снижалась на одних и тех же эпизодах.
В следующем эксперименте испытуемые смотрели короткие образовательные видеоролики, не вызывающие особых эмоций. При первом просмотре ЧСС участников эксперимента синхронизировалась. При втором просмотре их попросили параллельно считать в обратном порядке. На фоне дефицита внимания уровень синхронизации резко снизился, что говорит о важности вслушивания в содержание текста.
В третьем по счету опыте надо было прослушивать короткие рассказы для детей: одни испытуемые делали это с полным вниманием, а других постоянно отвлекали. После просмотра все они должны были отвечать на вопросы по тексту. По уровню синхронизации ЧСС можно было прогнозировать результат опроса: чем выше был уровень синхронизации, тем лучше испытуемые отвечали на вопросы.
Наконец, в последнем эксперименте с чтением детской книжки участвовали и здоровые люди, и больные с патологиями сознания, вплоть до комы, а также стойкого вегетативного состояния. У пациентов уровень синхронизации оказался значительно ниже по сравнению со здоровыми людьми. Интересно, что через полгода оказалось, что некоторые из больных, показавшие более высокий уровень синхронизации, чем остальные, пришли в сознание.
Во всех случаях синхронизация касалась только сердцебиения, но не касалась частоты дыхания. Это удивило исследователей, так как известно, что ЧСС зависит от частоты дыхания.
Ученые подчеркивают, что их исследование важно для понимания связи мозга и тела и позволяет лучше понять, как они взаимодействуют.