Ученые из Института Макса Планка (Германия) выяснили, когда у дошкольников «дозревают» области самоконтроля в головном мозге.
Компонент самоконтроля, называемый тормозящим, не развивается примерно до 4 лет. Известно, что подростковом и взрослом возрасте он контролируется сетью когнитивного контроля, но то, как эта способность развивается у маленьких детей, недостаточно известно.
Ученые исследовали созревание областей мозга у 3-х и 4-х летних детей с помощью МРТ и сравнили его с их способностями к торможению (не следовать импульсивным желаниям и удерживаться от действий). Чтобы проверить нейтральный тормозящий контроль, исследователи попросили детей следовать инструкциям одной куклы, но игнорировать инструкции другой. Для проверки тормозящего контроля над эмоциями исследователи положили перед детьми конфету и сказали, что если они не съедят ее сейчас, то получат еще позже (известный «зефирный тест»).
Четырехлетние дети лучше справились с обоими заданиями, чем трехлетние. Дети с лучшим самоконтролем имели более крупные области мозга и более сильные связи белого вещества в сети когнитивного контроля. Каждый тип тормозного контроля был связан с созреванием отдельных и отдельных областей в сети, что указывало на отдельные нейронные базы для разных аспектов развития тормозного контроля.
Следовательно, требовать от трехлетнего ребёнка контролировать свои желания довольно бессмысленно – у него еще «не дозрели» необходимые области торможения импульсов. Воспитание детей в таком возрасте должно строиться на иных принципах.