Учёные уже давно задаются вопросом, почему эти резкие звуки заставляют нас съёживаться. И, как выяснилось, они запускают сигнал тревоги в головном мозге.
Оказывается, этот звук имеет ту же частоту, что и плач ребёнка и человеческий крик, что позволяет предположить, что он связан с выживанием и вызывает аналогичную реакцию.
Царапающий гладкую поверхность звук вызывает физиологическую реакцию, например, учащённое сердцебиение, вызывая скорее эмоциональные переживания, чем рефлекс. Большинство людей описывали скрип мела по доске или металла по стеклу как «неприятное ощущение» и использовали такие слова, как «дрожь» и «отвращение».
Исследование 2006 года, проведенное лауреатом Шнобелевской премии доктором Фрэнсисом Фесмиром, показало, что звуковые частоты в середине звукового диапазона вызывают наибольшее раздражение и похожи на предупреждающие крики шимпанзе. Исследователи, проводившие работу, предположили, что наши реакции на неприятные звуки берут начало в инстинктах избегания хищников. Звуки в этом диапазоне частот, 2000–5000 Гц, вызывают резонанс ушного прохода, поэтому они передаются особенно эффективно.
Отдельное исследование, проведённое в 2012 году, показало, что миндалевидное тело в мозгу, отвечающее за переживание эмоций, может быть причиной ощущения страха и даже боли при звуках. В новой работе доктор Сухбиндер Кумар из Университета Ньюкасла сказал: «Похоже, когда мы слышим такие звуки, происходит что-то очень примитивное, базовая реакция на возможный сигнал бедствия, поступающий из миндалевидного тела в слуховую кору».
Есть диапазон частот, к которому наши уши наиболее чувствительны. Однако у некоторых людей появляются более резкие реакции на звуки, или мизофония. Часто их особенно сильно раздражают громкое жевание и дыхание, и у них может быть «сверхчувствительная» связь мозга – когда организм физиологически реагирует на то, что слышат уши. У этих людей, как подтверждают теперь учёные, более прочные связи жевательного аппарата и миндалины мозга.