Шизофрения, сопровождающаяся галлюцинациями, бредом, маниями, параноей, эмоциональными проблемами или трудностями с фокусированием на ежедневных делах, поражает около 60 миллионов человек во всем мире.
В настоящее время существует более 20 антипсихотических препаратов, таких как рисперидон, галоперидол и клозапин, которые эффективны против многих симптомов заболевания, однако, длительный прием способен вызвать неконтролируемые мышечные движения, значительное увеличение веса или спровоцировать сердечный приступ.
В последние годы все больше психиатров и психологов поддерживают психологический подход к лечению ментальных расстройств, включая когнитивно-поведенческую психотерапию (КПП), уже показавшую свою эффективность в лечении депрессии и тревожных расстройств, в качестве дополнения к лечению антипсихотическими препаратами.
В основе когнитивной терапии лежит предпосылка о том, что причиной ментальных расстройств являются дисфункциональные убеждения и установки. Этот метод работает с сознательным содержанием и ставит перед собой задачу прямо воздействовать на когниции пациента (его мысли, установки и ожидания).
Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. При шизофрении пациенты иногда начинают вести мысленные диалоги с воображаемыми образами людей или потусторонних существ (так называемыми «голосами»). Задача специалиста в данном случае состоит в объяснении больному, страдающему шизофренией, что тот беседует не с реальными людьми или существами, а с созданными им образами этих существ, думая по очереди то за себя, то за данного персонажа.
Чтобы ободрить пациента, психолог доносит до него мысль, что разговоры с придуманными персонажами иногда ведут и психически здоровые люди, но сознательно, например, с целью предугадать реакцию другого человека на определенное событие.
Страдающий шизофренией человек может в мыслях многократно прокручивать фантазийный образ или сюжет; постепенно такие фантазии глубоко записываются в память, обогащаются реалистичными деталями и становятся очень правдоподобными. При этом существует опасность того, что человек начнёт путать свои фантазии с реальностью и может из-за этого начать вести себя неадекватно, поэтому психолог может попытаться восстановить в сознании пациента реальные факты или события с помощью внешних достоверных источников — документов, людей, которым больной доверяет, научной литературы, разговора со свидетелями, фотографий, видеозаписей или построения эксперимента для проверки суждения.
За последние несколько лет ученые провели несколько десятков клинических исследований лечения шизофрении с помощью КПП, большинство из которых обнаружило ее умеренный успех в сокращении симптомов заболевания. В новом исследовании, проведенном группой ученых под руководством клинического психолога Энтони Моррисона (Anthony Morrison), действие когнитивной терапии было изучено на 74 добровольцах с диагнозом «шизофрения» или расстройство шизофренического спектра в возрасте от 16 до 65 лет. Участников рандомизированного контролируемого исследования поделили на две группы: в первой из них было назначено стандартное лечение, во второй — стандартное лечение вместе с курсом когнитивной терапии в течение 18 месяцев. Каждые три месяца испытуемые проходили стандартный набор тестов для определения уровня их эмоциональных переживаний и социальных взаимодействий.
Как показали результаты исследований, у группы испытуемых, которые проходили сеансы когнитивной терапии, было меньше психотических симптомов, чем в в контрольной группе. Общий размер эффекта (статистический показатель различий между группами) составил 0,46 единиц по шкале, в которой 0,2 единицы считается низким размером эффекта, 0,5 — умеренным, а 0,8 — высоким показателем.
По словам ученых, выявленный размер эффекта эквивалентен показателю большинства антипсихотических препаратов по сравнению с действием плацебо. Авторы работы предупреждают, что несмотря на обнадеживающие результаты, это не означает, что люди, страдающие шизофренией, могут прекратить принимать лекарственные препараты, так как участвовавших в исследовании пациентов не было необходимости госпитализировать и они не представляли опасности для себя и своего окружения.
Однако, согласно статистическим данным, до 50% лиц, страдающих шизофренией, так или иначе не принимает антипсихотические средства в течение длительного времени. «По возможности предоставить людям выбор — принимать лекарства или нет, по-видимому, является разумным шагом», — сказал автор методики, профессор Моррисон.