Шведские ученые из Каролинского института считают, что наше умение отличать больного человека от здорового по его внешнему виду развилось в ходе эволюции для того, чтобы снизить риск распространения инфекции в обществе.
В исследовании участвовали 22 здоровых добровольца. Часть из них получили инъекцию с кишечной палочкой, а часть – укол без инфекции (группа плацебо). Через 3-4 дня добровольцы менялись местами.
Через 2 часа после инъекции участников проекта фотографировали и полученные фото показывали 49 другим добровольцам, чтобы те могли определить, кто из людей на фото болен. Их просили оценить состояние здоровья человека по шкале от –5 («очень больной») до +5 («совершенно здоровый»). Еще одна группа людей оценивала эмоции сфотографированных участников проекта, такие как счастье, страх и гнев.
Оказалось, что испытуемые достаточно точно определяют по фото людей, которым была введена кишечная палочка – они оценивали их как «довольно сильно больные». На фото такие «пациенты» имели более бледную кожу и губы, обвисшие уголки рта и более опущенные веки, чем представители группы плацебо.
Зараженные бактерией участники эксперимента также демонстрировали больше негативных эмоций: грусть, отвращение и т. п. Ученые объясняют это тем, что отрицательные эмоции – результат энергосберегающего поведения, усталости, развивающейся на фоне болезни. Также это может быть эволюционным механизмом предупреждения окружающих о своей болезни – и о себе, как об источнике опасной инфекции.
А отвращение, по мнению исследователей, активирует иммунную систему – аналогичная реакция развивается при взгляде на грязный туалет, когда организм предполагает возможное занесение инфекции. Интересно, что у больных добровольцев на лицах также отмечалась «печать безразличия» – потеря интереса к происходящему вокруг. Исследователи считают, что это связано с увеличением реакции отвращения.
По мнению ученых, полученные данные могут объяснить некоторые нюансы отношения общества к пожилым людям, у которых в силу возраста опускаются уголки рта и обвисает кожа век.