Психологи из Нью-Йоркского университета доказали, что наше доверие к незнакомым людям зависит от того, насколько они похожи на известных нам личностей, кому можно и кому нельзя было доверять.
Исследователи провели серию игр на доверие, в ходе которых участникам нужно было принимать решение о надежности своих партнеров. Речь шла о том, чтобы выбрать человека, которому можно доверить деньги. В условии эксперимента было указано, что отданные партнеру деньги будут умножены в 4 раза, и партнер может либо поделиться полученным «доходом», либо оставить все себе. Испытуемым следовало признать предложенные варианты партнеров «заслуживающими доверия» (получение денег в 93% случаев), «не совсем заслуживающим доверия» (вероятность 60%) и «не заслуживающим доверия вовсе» (надежды на дележ денег составляют всего 7%).
На второй стадии эксперимента следовало выбрать новых партнеров для другой игры. Предложенные изображения потенциально новых игроков имели неявное сходство с лицами участников первого этапа эксперимента.
Оказалось, что, не осознавая схожести «новых незнакомцев» с уже известными людьми, испытуемые выбирали тех, кто более всего был похож на партнеров, заслуживающих доверия. При этом людей, похожих на ненадежных игроков, испытуемые активно избегали. Чем выше была степень надежности человека из предыдущего эксперимента, тем больше доверия вызывало изображение человека, слегка похожего на него.
Анализ активности головного мозга в процессе выбора показал, что при принятии решения о доверии чужим людям мозг человека задействует области, которые участвовали при изучении партнеров из первой игры, включая области миндалины, играющей роль в эмоциональном обучении.
Ученые указывают на высокую степень адаптивности нашего головного мозга и подчеркивают, что наши оценки незнакомых людей основаны в значительной мере на прежнем опыте общения с совершенно другими личностями.