Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Здоровье
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Советы врача
  6. Реабилитация инвалида на Западе и в России: личный опыт

Реабилитация инвалида на Западе и в России: личный опыт

Поделиться в WhatsApp Реабилитация инвалида на Западе и в России: личный опыт

Ксения Рябова, абсолютная чемпионка России по паралимпийской выездке, эксперт по иппотерапии.
Инвалидность — понятие растяжимое, кто-то приобретает ее в детстве, а кто-то уже в зрелом возрасте. Но в любом случае человек с инвалидностью нуждается в максимальном восстановлении своих возможностей. Однако реабилитация бывает разной. Существует множество разнообразных ее вариантов: реабилитация музыкой и искусством, спортом, путем общения с друзьями, родными или с психологом. Многие такие программы помогают не менее, чем лечебные методы реабилитации. Но как выбрать нужную программу инвалиду? Чем отличается реабилитация на Западе от российских реалий? И как правильно выполнять все упражнения лечебной физкультуры (ЛФК) и предписания врачей? Обо всем этом расскажет Ксения Рябова, паралимпиец и эксперт по иппотерапии.

Реабилитация и инвалидность

Реабилитация инвалидов существует с тех пор, как общество осознало ценность любой человеческой жизни. Лекари Древнего мира, а позднее и Средневековья, замечали, что психически больные, изувеченные в войнах, быстрее восстанавливаются и приспосабливаются к обычной жизни при общении с кошками, собаками, лошадьми, и другими домашними животными. Это наблюдение начали использовать в медицинских целях: в домах для инвалидов при монастырях и лазаретах содержали самых разных домашних и полудиких животных, за которыми ухаживали сами болящие. И многие находили себя и постепенно забывали о своих проблемах, помогая в уходе за братьями нашими меньшими. Это были первые попытки трудовой реабилитации. Данный метод прошел сквозь столетия и сегодня активно используется во многих реабилитационных центрах и Домах инвалидов в Европе.

В России трудовая реабилитация тоже практиковалась до Великой октябрьской революции 1917-го года. В нынешнее время в нашей стране идет постепенно возвращение трудовой реабилитации инвалидов путем их общения с животными.

Две системы реабилитации: плюсы и минусы

Интеграция и реабилитация инвалидов — казалось бы, два разных понятия, однако они идут рядом, бок о бок. В странах бывшего Варшавского договора — в России, и на Западе — системы реабилитации и интеграции несколько отличаются. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Западная система интеграции и реабилитации

Западная система интеграции и реабилитации

Западная система интеграции и реабилитации состоит в том, что инвалид может, не делая лишних усилий, интегрироваться в общество. Вернее сказать, общество подстраивается под его нужды, заставляя инвалида принимать свои правила игры. Хочешь учиться — учись, хочешь работать — работай, хочешь заниматься спортом — пожалуйста, тебе создадут все условия. Государство возьмет на себя заботу о твоем медицинском обслуживании, социальных и повседневных потребностях. С детства, еще в школе, у инвалидов начинают развивать те навыки, которые им интересны и лучше всего получаются. Этот поход сохраняется во время учебы в университете, при устройстве на работу и т. п.

Тем, кто может жить самостоятельно, город выделяет квартиры и всячески помогает в быту. Те, кто не справляется с автономным существованием, живет в Домах инвалидов, условия в которых довольно сильно отличаются от российских. По отзывам побывавших в западных учреждениях для инвалидов, их можно сравнить с пятизвездочным отелем в экологическо-чистом месте.

Обычно в таком доме живут 10-12 инвалидов, и вместе с ними находятся от 5 до 8 человек персонала, включая директора с семьей, а также несколько приходящих сотрудников. При каждом таком доме есть 3-4 мастерских и свое хозяйство. Обитатели дома целый день чем-то заняты. Кто-то работает в мастерских, кто-то трудится, помогая на кухне, а некоторые ухаживают за животными. Продукция, которую вырабатывают такие мастерские, будь то деревянная мебель для сада, или шелковые, расписанные вручную, шали, платки, постельное белье, охотно раскупается не только жителями близлежащих городков, но и приезжими со всей страны, бывают даже заказы из-за рубежа. Инвалидам, как и обычным работникам, директор каждую неделю выдает деньги и вывозит их в магазин, где они покупают все, что им необходимо.

Обитателей западных Домов инвалидов учат приносить пользу обществу, быть самостоятельными, невзирая на свое непростое положение. На выходных к ним приезжают родители и друзья. Одних забирают домой на два дня, с другими просто общаются и гуляют в парке вокруг.

В чем минусы такой интеграции и реабилитации? Нет импровизации, нет всестороннего развития инвалида, как личности, нет смысла бороться за свое место под солнцем. Все обучение узконаправленное, никаких личных отношений. Случаи, когда инвалиды на Западе создают семьи и рожают детей, встречаются нечасто. Немалую роль в этом играет ювенальная юстиция. В инвалидах, тем самым, убивают характер, личность, человека. Им постоянно показывают их место, хотя и говорят, что западное общество — для инвалидов. И когда появляется кто-то яркий, неординарный с железным характером бойца, он моментально становится знаменитостью, им все восхищаются. Но основная масса людей с инвалидностью живет, ничего не требуя, по накатанной дорожке, где «шаг вправо—шаг влево» встречает непонимание у членов общества.

Российская система интеграции и реабилитации

Российская система интеграции и реабилитации

В России все совершенно иначе. Россиянам ближе венгерская система реабилитации и адаптации инвалидов к жизни в обществе. В Венгрии инвалид должен самостоятельно интегрироваться и адаптироваться в общество. Ему надо многое знать и уметь, чтобы чего-то добиться, и достичь каких-то вершин. Трудности закаляют таких людей, а отношение как к равным, подстегивает идти к цели.

В Венгрии инвалидов, имеющих работоспособные конечности, учат максимальной самостоятельности: одеваться, есть, ходить, не приспосабливая под себя ложки, лестницы и тротуары. Учат подниматься и спускаться по лестнице, ходить на дальние расстояния, управляться с обычной ложкой и застегивать пуговицы без чужой помощи.

В выпускных классах обычной школы ученикам с ограниченными возможностями подбирают занятия по душе и уму и обучают их за счет образовательного учреждения. Кстати, в школах нет специальных курсов и предметов для инвалидов — они учатся вместе со всеми по тем же общеобразовательным программам и в школах, и в вузах. И это правильно, потому что позволяет им развиться всесторонне.

Они вступают в жизнь уже подготовленными людьми, если этому не препятствуют их родные. Таким образом, инвалиды могут стать нормальными, интеллектуально развитыми, интересными людьми. Главное — не ограничивать инвалидов в умственном развитии и не относиться к ним как к детям, не жалеть, а уважать их мнение и прислушиваться к нему.

Личный опыт

 Из архива Ксении Рябовой

Можно сказать, что я сделала себя сама. Да, родители заложили фундамент, дали мне хорошее образование, привили любовь к русскому языку, истории и литературе, но никогда не верили, что из меня что-то получится. Однако мне с детства было интересно писать рассказы и рисовать, а от лошадей я, вообще, была без ума. Но, как личность, я состоялась примерно в возрасте 20 лет.

Я побывала в Германии, Франции, Англии и Венгрии. В Германии и Франции к инвалидам относятся свысока, как к детям. Не как к равным, а как умственно отсталым. Такое отношение существует ко всем инвалидам. Но жалость противна, я же никогда не считала себя инвалидом. Да были те, кто относились ко мне, как к нормальной девушке, но таких людей было мало, очень мало. В основном там люди относятся к инвалидам, как к неразумному ребенку: и вроде жалко, и надо учить.

А в Венгрии с методистами мне было интересно разговаривать. Они относились ко мне на равных, как к абсолютно нормальной девушке, рассказывали про особенности моей болезни, объясняли, что и как надо делать, затрагивая самые интимные детали. Самое главное, что они верили в то, что я могу многого добиться. Именно это помогло мне в становлении личности: я стала журналистом, художником и пошла в конный спорт. Везде я прокладывала путь себе без помощи родителей — они лишь узнавали о моих результатах. Моя самостоятельность и упрямство помогли стать тем, кем я являюсь: выйти замуж, родить детей, стать именитой спортсменкой. А главное, изменить отношение к инвалидам в отдельно взятом, моем маленьком городе Троицке.

Выводы

Реабилитация инвалида должна быть комплексной: и физической, и умственной. Но самое главное — отношение к нему окружающих. От этого может зависеть очень многое: и настрой человека с ограниченными возможностями здоровья, и желание жить, развиваться дальше. Ведь возможности инвалида ограничены лишь на бумаге, на самом деле они безграничны. Вперед, только вперед!

Пройдите тест
Ваш персональный IQ здоровья
Ваш персональный IQ здоровьяПройдите этот тест и узнайте, во сколько баллов – по десятибалльной шкале – можно оценить состояние вашего здоровья.
Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4189 человек!