Часто приходится слышать, что дети «еще маленькие», чтобы разделять «взрослые» дела и обязанности. Нельзя давать ребёнку нож, молоток, разрешать готовить на плите. К сожалению, те же родители позже жалуются, что по дому приходится все делать самим, из девочек растет неумелая помощница по хозяйству, а мальчики даже гвоздь вбить не могут. Стоит ли ждать, пока на школьных уроках труда детям привьют необходимые навыки, или лучше помочь все освоить в домашних условиях?
Зачем учить детей обыденным вещам?
Согласно проведенным в США исследованиям, 58% детей от 3 до 6 лет знают, как управляться с планшетами, смартфонами и компьютерами. Они могут запускать нужные игры, искать видео на ютубе и просматривать различные сайты. И только 15% детей в этом возрасте могут самостоятельно приготовить завтрак, даже когда это просто хлопья, залитые молоком. Так не пора ли менять ситуацию?
Малыши быстро растут, уходят в прошлое заботы о пеленках, кормлении, походах в песочницу и на детские площадки. Родители проводят все меньше времени с детьми. И первое, что происходит в таком случае — взрослые теряют контакт с бывшими малышами. А дети за поддержкой или интересными фактами обращаются к смартфонам, переводя свой ближайший круг общения из семьи в соцсети.
Доверие в семье, способность поделиться и выслушать рассказы о неудачах, бедах и радостях — это основа гармоничных отношений. То, за что так любят дети классических бабушек и дедушек: у людей, закончивших спешку за карьерой, всегда находится время для любимых внуков. Старшее поколение знает, как делиться опытом.
Конечно, не всегда в каждодневной беготне можно выделить минутку, чтобы подробно обсудить, как прошел день у ребёнка. Да и надо ли действительно специально выделять такие моменты, не лучше ли сделать их ежедневной рутиной, совмещая с домашними делами? Не каждый ребёнок охотно сядет и расскажет, что было нового в школе и не обижал ли сосед по парте, если разговор заводить именно с этой целью. А вот поболтать об этом между делом получается вполне естественно.
Еще один довод в пользу обучения детей домашним делам, помимо, конечно, помощи родителям, это подготовка и привитие навыков самостоятельности «на всякий случай». Намного легче становиться унять беспокойство о ребёнке, оставшемся вдруг без родителей часа на два, если мама и папа в курсе, что дитя вполне способно само подогреть еду, приготовить чай или заклеить ранку пластырем. Ну, а когда вчерашний малыш действительно освоится, поймет, насколько его помощь ценится и облегчает родителям жизнь, то всей семье станет только лучше.
Чему могут научить родители?
Стирать белье
Сразу два навыка стирания можно начать вырабатывать в возрасте 5-6 лет. Первый — стирка руками. Несмотря на обилие стиральных машин, возможность быстро застирать пятна в походе, в летнем лагере или в гостях — все еще очень ценное умение. Покажите малышу, как можно отстирать кукольную одежду или замыть пятно на футболке. Чем особенно хороша ручная стирка: она и объясняет процесс чистки одежды (в машинке этого не увидеть), и удерживает малыша от самостоятельного использования сложных девайсов.
Совместный запуск стиральной машины стоит начинать, когда родители уверены, что ребёнок понимает опасность электричества и не будет включать машинку сам, по крайней мере, до усвоения необходимых знаний. Зато поняв, как стираются разные ткани, в будущем он обезопасит себя от окрашенных в нежно-розовый цвет белых рубашек из-за случайно попавшего в барабан красного носка или свитера, севшего сразу на 5 размеров.
Дети могут приносить грязную одежду, помогать сортировать, отмерять порошок, выбирать ополаскиватель и, конечно, помогать развешивать мокрое белье. Кажущиеся такими простыми действия на самом деле заставляют взрослых, впервые сталкивающихся с самостоятельной стиркой, чувствовать себя довольно глупо и беспомощно.
Писать письма
Навыку правильного письма намного проще обучать без электронных девайсов. Дошкольники могут диктовать письма для друзей, открытки для членов семьи, а родители тем временем подскажут, с чего начинать, как заканчивать, какие слова стоит подбирать для поздравлений, сожалений, пожеланий здоровья, закладывая основы этикета.
Совместный выбор открыток, умение подписать конверт, наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик помогают не только проживать вместе ценные моменты, давать понимание об устройстве почтовой индустрии, но и прививать детям понятие заботы о ближнем. Для поддержания интереса и помощи в развитии эмпатии можно отправлять открытки пожилым людям в дома престарелых и даже вступать в переписку с некоторыми из них (волонтеров и организации, предоставляющие адреса и фамилии, легко найти в интернете).
Сажать растения
В некоторых садиках и школах дети с помощью учителей озеленяют клумбы и проводят эксперименты по выращиванию зеленого лука в баночке с водой. Если воспитатель или учитель могут найти время и совершить это с целой группой, то с одним-двумя малышами это сделать намного проще. Тем более, что в индивидуальном порядке ребёнок сможет действительно отследить все стадии развития растения, начиная от зернышка и заканчивая сбором семян.
Это не только даст возможность понять, как и что произрастает в природе, но и подарит малышу гордость за собственноручно выращенный цветок и более бережное отношение к окружающей среде.
Конечно, хорошо, когда для таких экспериментов есть целая дача. Однако подоконник и ящик с землей на балконе тоже вполне подойдут, да и традиция высаживать цветы у многоэтажных домов и ухаживать за палисадником еще вполне жива.
Готовить еду
Помимо наличия в доме маленького поваренка, совместное приготовление еды имеет еще один приятный бонус: как правило, накормить маленького привереду становится намного проще. Можно начать со смешивания йогурта и кусочков фруктов, наливания молока в хлопья. Порвать листья для салата, смешать их с сухариками и порезанными овощами могут уже 4-5летние дети. Сложить тосты с сыром на тарелку, украсить будущее печенье орешком или смешать в миске ингредиенты для теста — вполне доступные действия для старших дошкольников.
Самостоятельное приготовление яичницы, оладьев, каши, макарон с сыром охотно осваивают дети начальной школы. К этому возрасту им уже надо уметь пользоваться ножом, знать правила включения плиты, микроволновой печи. И если родители часто используют мультиварку, то стоит дать детям пару уроков готовки тех же блюд на плите.
Поддерживайте желание ребёнка готовить, осваивать новые рецепты и радовать членов семьи самостоятельно приготовленными ужинами. Это не только полезный навык и облегчение ежедневной рутины для взрослых. Кто знает, может, в вашем доме растет будущий шеф-повар.
Забивать гвозди
Как бы ни говорили о разделении труда, умение забить гвоздь ценно как для мальчиков, так и для девочек. Для начала стоит подобрать правильный инструмент. В магазинах часто предлагают детские молотки, однако ими сложно действительно что-либо забить. Лучше подобрать взрослый легкий молоток.
Возьмите несколько гвоздей с широкой шляпкой и мягкую древесину (сосну, березу). Доску лучше положить на землю. Первые гвозди необходимо сначала наживлять, потом держать взрослым, и им же нужно направлять движение детской руки. В дальнейшем можно показать ребёнку, как насаживать гвоздь на кусочек картона и удерживать его на доске за картонку.
Вполне вероятно, что без пары незначительных травм не обойдется. Зато в будущем это позволит избежать значительных увечий, а также привьет ребёнку уверенность в себе.
Ориентироваться по карте
Навыки навигации в городе и на природе — очень ценное умение. В современных парках, окружающих трассы, мох растет совсем не с той стороны, с которой пишут в учебниках, да и солнце порой не разглядишь. Зато карты по-прежнему показывают нужное направление. И даже если посещение парков или природы не входит в приоритеты семьи, умение найти нужный дом, улицу или страну на карте пригодится не только при изучении географии.
Для самых маленьких прекрасно подходят самодельные карты «поиска сокровищ». Спрятанные игрушки, отмеченные на карте с крупными понятными значками, с пользой развлекут 3-4 детей как на природе, так и внутри дома.
При походах в зоопарки, музеи, тематические парки хорошо раздобыть или распечатать карту территории и предложить ребёнку отметить наиболее интересные места, проложив к ним маршрут и потом следуя ему. Ну а если ребёнку постарше хочется устроить настоящее приключение — можно найти в интернете сайты игр geocashing, в которых с помощью GPS-навигатора надо находить контейнеры с «сокровищами», оставлять метки и общаться с другими участниками.
Обрабатывать раны
С самого юного возраста надо учить ребёнка не бояться вида крови и не ждать, когда мама придет и поцелует болячку. Навыки первой медицинской помощи при ранах и царапинах включают в себя умение прижать место у ранки, чтобы снизить кровотечение, промыть чистой водой, обработать антисептиком (например, хлоргексидином) и наложить пластырь или бинт. Такое умение не только поможет малышу чувствовать себя более самостоятельным и не бояться пораниться, но и убережет от заражения и развития инфекций, если родителей нет рядом.
Совершать покупки
Не просто совершать покупки, а уметь выбирать в соответствии с бюджетом. Это поможет ребёнку осваиваться в ценообразовании, планировании затрат, сдерживать импульсы и понимать, почему такой нужный скутер для куклы придется подождать до Нового Года.
Объясняйте, почему вы выбираете этот магазин, а не тот (выбор больше, овощи лучше), заправляетесь именно на этой станции (бензин дешевле, качество выше). Предлагайте найти в супермаркете самую дешевую томатную пасту или туалетную бумагу, как дома (отлично готовит к математике, развивает умение различать цифры, сравнивать объёмы и совершенствует внимание). Можно предлагать детям разумное использование карманных денег, показывая, что шоколадный батончик или киндер-сюрприз, который они покупают в школьном буфете, стоит дешевле в магазине, и за цену пяти они получили бы целую коробку.
Следить за чистотой
На самом деле, это очень большой бонус для будущей жизни. Навык поддерживать чистоту включает не только складывание игрушек и одежды и протирание поверхностей от пыли, но и умение подмести пол, пропылесосить, выбросить мусор, помыть посуду и даже отчистить сантехнику. Это отличная привычка, помогающая как поддерживать порядок в доме, так и самостоятельно жить впоследствии без бардака в собственной квартире.
Малыши могут сортировать игрушки, складывать вещи, подметать пол маленьким веником и мыть часть посуды. Школьникам уже надо прививать навыки слежения за сантехникой, так родители будут уверены в соблюдении правил. Обязательно следите, чтобы дети мыли руки после уборки и по возможности использовали перчатки. Привычка поддерживать чистоту в доме — лучший способ внедрить правило «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Упаковывать подарки
С упаковки подарков начинается понимание, как важно доставлять людям радость, следовать ритуалам и знать, кого, когда и с чем поздравлять. Дети, которые еще не могут финансово участвовать в покупке подарков, отлично помогают заматывать, завязывать коробочки, наклеивать вырезанные картинки. Участие в процессе упаковки также хороший повод напомнить о родственниках, рассказать забавные или важные истории, помочь понять, почему важно помнить и радовать членов семьи, да и просто разделить предвкушение праздника.
Для чего нужно прививать ребёнку подобные навыки?
В последние десятилетия понятие воспитания плавно подменяется образованием. Современные дети часто получают намного больше информации, чем могут усвоить, при этом знания не подкрепляются умениями и навыками. Родители, стараясь подготовить ребёнка по-максимуму ко взрослой жизни, уделяют большинство внимания различным курсам, кружкам, занятиям вне дома, забывая, что в первую очередь будущие взрослые должны уметь самостоятельно жить и нести ответственность за себя и свои поступки.
Вырастая, бывшие маленькие гении порой отлично играют в шахматы, но не умеют варить макароны. Подобная инфантилизация — обратная сторона информационного общества с карьерными гонками. А тем временем возможность разделять домашние дела— это шанс не только приучить ребёнка быть помощником и выполнять свои обязанности с охотой, но и шанс наладить прочные и душевные отношения.
Показателен эксперимент, проведенный среди детей-детдомовцев: проективный тест «нарисуй свое будущее». В нем «государственные» дети изображали, как они представляют себе свой дом после выпуска. Практически все дети в детдомах не имеют представления о домашнем труде, готовке, стирке, закупках продовольственных товаров. И на картинках были большие дома с множеством слуг, выполняющих повседневные обязанности.
Чтобы привить своему ребёнку уверенность в будущем и не допустить варианта «дома со слугами», полезные умения и навыки надо начинать прививать с самого раннего возраста.