Социальное взаимодействие, то есть общение любым способом — вербальным и невербальным —важно для человека в любом возрасте. Общение между людьми дает нам массу преимуществ, причем речь не только про получение информации. Оно обеспечивает улучшение психического здоровья, снижение стресса и беспокойства, а также развитие умственных способностей.
В отличие от взрослых и подростков, маленькие дети не способны распознавать нехватку общения и сообщать, когда им нужно больше взаимодействия с другими людьми. Так что родителям важно самим следить за признаками того, что ребёнку не хватает общения. И вот признаки, которые вы не должны игнорировать.
Малыш плохо делится и меняется игрушками
Если вы заметили, что малышу трудно делиться игрушками, это может быть признаком совсем не жадности, а нехватки общения с другими детьми. Этот признак особенно часто встречается у маленьких детей, растут без братьев и сестер.
Чем больше мы взаимодействуем с другими, тем лучше (и быстрее) мы учимся идти на компромисс и работать в команде. По мере того, как ребёнок начинает общаться с другими, он быстро понимает, что на частоту и удовольствие от встреч с приятелями по песочнице влияют ситуации, в которых он не хочет делиться своим игрушечным имуществом.
Научиться делиться можно не только в результате социального взаимодействия. Родители также играют большую роль в объяснении концепции и ее важности для своих детей. Прочтите наше руководство о том, почему малыши жадничают и как правильно учить делиться.
Ребёнок нервничает в присутствии других людей
Если ваш малыш не общался с большим количеством разных людей, особенно с детьми примерно его возраста, он, скорее всего, будет испытывать социальную тревогу — боязнь находиться в социальной среде.
У малышей это может проявляться по-разному, включая проблемы перевозбуждением, сильную реакцию на изменения, дискомфорт от новых звуков или людей, а также страх или отсутствие интереса к новым вещам.
Конечно, порой даже некоторые из наиболее социализированных детей борются с тревожностью, в то время как у тех, кто впервые видит чужаков, может совсем не быть проблем с общением. Все дети разные, но активное знакомство с новой средой и людьми может помочь вашему малышу быстрее преодолеть свои страхи.
Родители порой рассчитывают, что социализация ребёнка начнется сама собой при посещении детского сада. Однако это срабатывает далеко не всегда: просто быть в группе сверстников недостаточно, а по данным исследования ученых Института социологии РАН РФ, в детских садах часто выделяется мало времени на свободную игру и навыки решения конфликтов.
Дети проявляют признаки агрессии
В то время как некоторые дети становятся тревожными и замкнутыми в социальных ситуациях, другие могут проявлять признаки агрессии. У малышей агрессия может проявляться в частых истериках, деструктивном поведении и склонности драться или нападать на других людей, больших и маленьких.
Все дело в том, что чем младше ребёнок, тем труднее ему понять и контролировать свои эмоции, поэтому дети могут проявлять необычную агрессию. Но усиление социального взаимодействия может помочь им развить эмпатию — понимание эмоций других людей, что позволит им в итоге намного лучше общаться.
Взрослым необходимо вмешиваться, если у ребёнка есть признаки повышенной агрессивности в поведении. Это поведение начинается с родителей, которым необходимо моделировать позитивное социальное поведение. Но может также потребоваться помощь профессионала, который может оказать больше поддержки всей семье.
Ребёнок не интересуется своим окружением
Когда ребёнок практически не проявляет любопытства к новой среде или ситуации, скорее всего, причина в его беспокойстве и страхе. Дети любознательны от природы — это закон выживания. Им надо познавать свое окружение. И если вы видите, что малыша как будто ничего не интересует, это быть результатом недостаточной частоты и разнообразия общения.
Эксперты советуют родителям следить за малышами, которые не любят исследовать свое окружение, отдают предпочтение только маме или папе и не участвуют в деятельности, которой они по идее должны были бы увлечься, например, играми со сверстниками.
Ребёнок сопротивляется физическому контакту и боится сокращать дистанцию
Каждый ребёнок должен опасаться появления незнакомца в его пространстве. Даже если это член семьи или друг, детей не следует поощрять обнимать кого-то, если им не хочется. Но если ваш малыш вздрагивает при малейшем признаке контакта или когда кто-то подходит из других детей близко в песочнице, это может подчеркнуть проблему нарушения социализации.
Особого внимания требуют дети, которые не ищут (или не реагируют) на прикосновения и привязанность в том числе от своих родителей. Даже если ребёнок не озвучивает свой дискомфорт, вы можете увидеть это по его поведению — он может отходить или выгибаться в сторону, отталкивать руку или реагировать агрессивно.
Опять же, это не всегда признак того, что что-то не так. Многое зависит от ситуации. Но если вы видите, что этот паттерн регулярно повторяется в различных ситуациях, это может указывать на то, что вашему ребёнку нужно больше социализации или же (реже) консультация специалиста.
«Прилипчивость» или чрезмерная зависимость
«Мальчик Костик — мамин хвостик»: дети могут не отпускать от себя родителей по самым разным причинам, начиная от нехватки внимания из-за того, что мама с папой работают, и заканчивая повышенной тревожностью из-за разлуки. Но если дома все нормально, а на площадке малыш отказывается выходить из-за вашей спины, это может быть признаком, что ему сложно справляться с новой социальной средой, потому что он к ней никак не привыкнет.
Как выяснили ученые Института Мессия в Грэнтхэме, самый критичный возраст сепарационной тревожности (повышенной тревоги из-за разлуки с близкими) у детей — между 8 и 18 месяцами
О том, как справляться с тревогой разлуки у детей в любой ситуации, читайте в статье «Мама, не уходи».