Нормативы для уроков физической культуры установлены для всех детей. И не важно, какие особые способности или интересы у школьника: если он не прыгнет на 180 сантиметров на уроке, хорошей отметки ему не видать. Давайте разберемся, помогают ли эти нормативы или вредят с точки зрения науки, а также узнаем, к девочкам и мальчикам разные требования и во всех ли странах придерживаются такого гендерного неравноправия.
Нормативы на физре как маркер здорового ребёнка: это работает?
Эксперты уверены: хотя небольшая связь есть, но отметки в дневнике за уроки физкультуры на состояние здоровья ребёнка не указывают (а еще есть «двойки» за забытую форму). И если школьник не справляется с прыжками через коня или никак не успевает залезть на канат, это не означает проблем со здоровьем или физическим развитием. Скорее всего, ему больше придутся по вкусу марафоны, фигурное катание или вовсе шахматы.
Кроме того, ученые уверены, что отметок и норм на уроках физры быть не должно:
- Исследователи из Финляндии обнаружили, что требование выполнять тесты в школьном спортзале или на спортплощадке отбивает желание заниматься спортом в целом. Они провели опрос среди учеников школ и выявили, что детям намного больше нравятся те уроки физкультуры, которые проходят без тестов на отметку. Это связано как с повышенным удовольствием от игр, так и с повышенной тревожностью из-за тестов. Напомним, что при этом финская система образования в целом не отличается ориентацией на отметки, и это одна из основных причин, почему статистики утверждают, что финские дети – самые счастливые.
- Некоторым детям (и особенно девушкам-подросткам) требования выполнить нормативы на физкультуре мешают начать заниматься любой физической активностью, так как при каждом тесте они испытывают стресс из-за невозможности следовать норме. Это снижает самооценку и приводит к избеганию как уроков, так и сверстников. Не самый лучший результат заботы о здоровье школьников.
- Американская академия педиатрии также согласна с ненужностью нормативов: ее эксперты утверждают, что основной целью уроков физической культуры должно стать воспитание привычки к физической активности, любовь к спорту, причем длиною в жизнь. А вовсе не попытки дотянуть всех школьников до единых норм в прыжках. Их исследование указывает, что время на уроках физкультуры с нормативами тратится впустую, так как эти тест сдают на отметку, а не для сравнения новых результатов конкретного ученика с его же достижениями ранее. То есть не для здоровья.
Так что эксперты единодушны: нормативы на физре – вещь ненужная и даже вредная. Однако отменять их не спешат, и не только в России.
Скорость для мальчиков, гибкость для девочек
Школьная программа уроков физического воспитания оценивает успешность учеников в том числе по нормативам, и повлиять на это сложно. Но можно разобраться, что же это за нормы и что требуют от российских мальчиков и девочек.
Требования действительно разные, начиная с цифр и заканчивая методиками выполнения заданий и инвентарем. Например, мальчикам положено подтягиваться на высоком турнике, а девочкам – на низкой перекладине в висе лежа. А подъемы с переворотом и отжимание на брусьях девочкам и вовсе обязательны. Если же говорить о цифрах нормативов для старшеклассников, то:
- Мальчики должны подтягиваться на высоком турнике 11 раз, а девочки не должны совсем.
- Мальчики отжимаются от пола 32 раза, девочки – только 20.
- Бег на дистанцию в 2 км мальчики должны выполнять максимум за 8 минут, девочкам дают 10.
- Прыжки в длину тоже требуют от мальчиков больше: 2,1 метра в сравнении с 1,8 м.
- Однако прыгать со скакалкой девочки должны быстрее, а в наклонах вперед из положения сидя («дотянулись пальчиками до носочков») девочки должны показывать 20 см, мальчикам положены только 13.
Эти нормативы – для российских школ. Однако и американским ученикам при всей борьбе за гендерное равенство тоже не предъявляют одинаковых требований. Так, в Президентской молодежной программе США мальчикам 15 лет надо пробежать дистанцию 880 метров максимум за 15 минут, девочкам за то же время надо преодолеть 800 м (это минимальные требования). Золотым стандартом для отличной отметки считается 1200 м для мальчиков и 1040 м для девочек за 15 минут. Правда, это бег не по кругу, а в отрезках по 20 метров длиной.
Также мальчикам надо сделать 55 приседаний за 2 минуты, девочкам – 50, а отжиматься подросткам 15 лет положено соответственно 30 и 24 раза. То есть требования также отличаются.
Ну и профессиональный спорт, как известно, предъявляет разные требования к спортсменам разного пола: не зря возникают возмущения из-за трансгендерных представителей в женских видах спорта. Мужчины и женщины в среднем отличаются (что не означает, что отдельные женщины могут быть намного сильнее отдельных мужчин). И это отлично видно по результатам соревнований среди разных сборных.
Факт!
Спортивная гимнастика для мужчин предполагает выполнение программы на параллельных брусьях и коне, для женщин эти брусья должны быть на разной высоте, а вместо коня им положено спортивное бревно. Кольца и одиночная перекладина в женские программы не входят.
То есть у школьных нормативов, которые от мальчиков ждут силы и скорости, а от девочек – гибкости, вполне обоснованы.
Женщины действительно слабее мужчин
Живые существа большинства видов отличаются друг от друга физически, причем эти отличия могут быть разными. Например, у птиц самцы обычно ярче самочек, как и у рыб. Но зато у рыб также встречаются виды, у которых самки крупнее и активнее, а самцы паразитируют на их телах. Но в мире млекопитающих самцы обычно больше и сильнее самок, и человек – не исключение.
Мы внешне похожи друг на друга намного больше, чем, к примеру, самец павлина с ярким хвостом и серенькая самочка. Однако и ключевые отличия тоже есть, начиная с тона голоса и количества волос на теле и заканчивая объёмом и скоростью увеличения мышечных тканей.
По данным ученых, женщины в среднем почти на 50% слабее мужчин в верхней части туловища, и на 30% в нижней. А вот количество и скорость образования жировых тканей у женщин выше, чем у мужчин – так работают гормоны. Так что показать те же результаты на кольцах и перекладинах женщинам сложнее. Зато те же гормоны обеспечивают повышенную гибкость и выносливость женскому организму.
Даже в морской пехоте США есть девушки, которым не удается подтягиваться на турнике положенных три раза – однако это не означает, что у всех та же проблема. Подтягиваться и девочки, и девушки и беременные женщины могут (хотя вот им как раз врачи этого делать не советуют).
Но если мы все же говорим про школу, а не про профессиональный спорт или службу в войсках, то основная задача уроков физкультуры – помочь ребёнку полюбить двигаться, познать удовольствие от активности и выбрать свой спорт, пусть и не большой, а «маленький». Как это сделать, мы рассказали в статье «Гид по детскому спорту: когда и куда отдавать ребёнка?».