В родительстве есть моменты, которые хорошо запоминаются. Мы их ждем, делаем снимки, рассказываем друзьям, что малыш впервые улыбнулся, сказал первое слово, сделал первый шаг. Это важные вехи развития, и они являются одними из самых приятных моментов в жизни родителей. Этапы, о которых родители знают, что они наступят, и с нетерпением ждут их.
Однако это не единственные сигналы, на которые мама должна обращать внимание. Вехи — это важные моменты, которые влияют на развитие ребёнка, а порой и взрослого как родителя. В то время как некоторые из них очевидны, другие менее явные и на самом деле часто не распознаются. Тем не менее, они могут быть столь же важными, и родителям стоит следить за их появлением. Вот 7 важных моментов, о значении которых вы могли не догадываться.
Пинцетный захват
Когда малыш впервые начинает пытаться брать ягоду с тарелки или игрушку не всей ладонью, а только двумя пальцами — указательным и большим — это он, пинцетный захват. Этим попыткам может предшествовать захватывание предметов в щепоть — когда к большому и указательному пальцу присоединяются остальные, но чаще дети оперируют только двумя пальцами.
Почему это важная веха? За управления каждым пальцем отвечают отдельные участки мозга — но поначалу они активизируются все вместе. И до этапа разделения и специализации им надо «дозреть». Появление пинцетного захвата означает, что управление руками и пальцами у малыша вышло «на новый уровень». Кроме того, его область Верника — Брока, которая отвечает за развитие речи, теперь будет получать намного больше стимуляции.
Так что поощряйте ребёнка и давайте ему больше мелких предметов, чтобы он брал их двумя пальчиками. Следите, чтобы их нельзя было проглотить — например, пусть это будут бусы на прочной веревочке или пришитые к коврику яркие детали.
Даже у взрослых за движения безымянного пальца и мизинца чаще всего отвечает один участок мозга. Это — вместе с недостаточной растяжкой сухожилий — приводит к тому, что при попытке согнуть один из пальцев сгибаются оба. Исправить это можно тренировками — например, музыканты могут более эффективно управлять этими пальцами.
Все летит на пол
Это часто рассматривается родителями как «раздражающая привычка», но когда игрушки, ложки и бутылочки раз за разом начинают оказываться на полу — это важный этап развития ребёнка, признак того, что малыш изучает причины и следствия. А значит, развивается логическое мышление.
Дети узнают, что если они что-то уронят, оно упадет. Когда они что-то опрокидывают или бросают, предмет оказывается на полу, и ребёнок хочет изучать этот феномен снова и снова.
Дайте малышу возможность изучения в определенных условиях — когда он играет. Обеспечьте побольше предметов, которые можно выбрасывать, стоя в кроватке или сидя в стульчике.
Но не поддерживайте игру во время кормления — просто уберите все, что можно бросить, и не поднимайте с пола предметы до конца приема пищи.
Подражание взрослым
У каждого родителя наступает момент, когда они что-то делают рядом с ребёнком, и малыш копирует. Это может быть звук или даже движение/выражение лица, и это довольно важный момент.
Это отличный навык, который возникает в возрасте около 8 месяцев, и это интересный способ для мамы и папы взаимодействовать со своим ребёнком, а для ребёнка — активнее развиваться.
Игры в «ку-ку», потешки-песенки с движениями — отличный способ учить ребёнка подражать. И, конечно, почаще стройте ему рожицы и слушайте заливистый смех.
Демонстрация сочувствия
Эмпатия — это то, чему мы должны учить наших детей, но это умение также развивается и самостоятельно. Обратите внимание, если ваш малыш начинает вести себя по-другому, когда кто-то вокруг него грустит или обижается. Он может подойти и похлопать себя по ноге или по спине, или даже погладить по руке. Когда дети начинают проявлять заботу о другом человеке, это серьезный этап.
Ученые доказали, что из всех вариантов раннего развития для детей важнее всего социальные навыки (Child Development). Чем чаще ребёнок общается с другими людьми и чем разнообразнее это общение, тем выше его коэффициент интеллекта к 4-5 годам и даже лучше способности к языку и арифметике в первом классе.
Творческая игра
По мере того, как ваш грудничок переходит в ясельный возраст, вы можете заметить, что он сидит в углу со своими игрушками и «разговаривает» сам с собой. Дети начинают творить, создавать свои собственные игры, и это огромная веха развития. Они проигрывают что-то в своем уме, создают ситуации и схемы взаимодействия. И хотя со стороны такие действия могут совсем не иметь смысла, но это важный когнитивный навык.
Обмен
Умение меняться рассматривается как нечто, что наступает органично, и это правда, хотя можно учить ребёнка обмениваться игрушками с другими детьми. Тем не менее, это тоже этап развития.
Он может начаться в возрасте от 1 до 3 лет, и вы можете даже не заметить этого момента. Однако вы увидите, что дети вдруг сели вместе и по очереди выбрали игрушки, или ваш малыш, желая именно красную формочку, предложил соседу вместо нее синее ведерко.
Рождение «мамы-медведицы»
И это тоже отдельный этап — хотя он наступает в развитии не ребёнка, а матери. Материнская ярость и потребность защитить малыша практически на «животном уровне», если кто-то его обижает, инстинктивна. Она отличается от обычной злости или раздражения, и ее сложно контролировать, особенно при первом столкновении с такой эмоцией.
Хотя большинство мам думает, что их «мать-медведица», готовая пойти в бой за ребёнка, никогда не выйдет на свет, особенно если они считают себя спокойными и собранными, когда этот момент наступит, он может оказаться серьезным шоком. А как показывает многовековой родительский опыт, рано или поздно такой момент наступает у всех. И это тоже важная веха в развитии связи родителя и ребёнка.
Кстати, не только мамы испытывают серьезные изменения в личности и даже на уровне физиологии: у пап тоже меняется работа мозга и даже гормональный баланс после рождения детей. Правда, это наступает обычно позже, чем у матерей, и во многом зависит от того, сколько времени папа проводит с ребёнком. Читайте об этих интересных изменениях в статье «Как меняется тело мужчины после родов: ученые об отцовском инстинкте».