Отсутствие средств контрацепции, запрет на любые аборты, нет УЗИ, но есть вера в злых духов. Вы думаете, это все о средневековье? Увы, такова современность Северной Кореи, где женщины по старинке предохраняются календарным методом, покупают подпольные тесты на беременность, подвергаются гонениям за внебрачных детей и умирают в родах. Рассказываем, как при корейском коммунизме вынашивают и рожают детей.
Полная естественность: когда выбора нет
Вероятно, медицина Северной Кореи понравилась бы сторонникам возвращения к абсолютной естественности, той, когда только высшие силы решают, выживет ли мать и малыш, и каким родится ребёнок. У кореянок нет возможности решать, нравится им это или нет. Другая альтернатива в стране просто не предусмотрена. И это – причина высокого уровня смертности женщин во время родов и появления детей с генетическими отклонениями.
Ультразвуковое обследование и скрининги в стране отсутствуют. УЗИ плода сделать невозможно, и все, что могут сделать врачи на приеме – это классический осмотр влагалища и прощупывание живота. Как растет ребёнок, есть ли у матери угрозы заболеваний, осложнений беременности, понять таким образом практически невозможно. Все по старинке, вручную и «на глаз».
Сегодня количество проблем со здоровьем у беременных нарастает. Несмотря на закрытость государства, женщины все чаще стараются отложить рождение первенца до 30 лет и старше. И причина – в отсутствии стабильности, а значит – денег.
Обеспечить какой-то финансовый запас для воспитания ребёнка удается далеко не всем. С самого рождения ребёнок может быть обречен на плохое образование, нищету и всеобщее порицание. И все это – только потому, что его «сонбун», социальный статус, будет унаследован от родителей.
Если родители принадлежат к «враждебному» социальному слою, были уличены в несоответствии строгим идеологическим принципам или просто появились на свет в такой же семье «врагов народа», о хорошей школе, высшем образовании и нормально оплачиваемой работе забыть навсегда.
Веди себя хорошо, и ребёнок будет здоровым
При отсутствии медицинской помощи будущим мамам остается уповать только на приметы и правила поведения. Частично «кодекс беременной кореянки» подходит всем беременным, вот только строить на нем надежду на здоровье ребёнка непросто.
К беременной все члены семьи должны относиться с уважением, понимая ее желания и капризы. От домашних дел ее постараются избавить родители и муж. Но и самой ей придется вести себя соответствующе: будущая мать теперь не самостоятельная личность, а посредник, проводник новой человека в этот мир.
Основные правила были сформулированы еще в средние века, во времена эпохи Чосон. Важно заботиться о своем здоровье, существовать в гармонии с собой и ребёнком. Например, не злиться, не плакать, вообще громко не выражать свои эмоции даже смехом. По мере сил надо окружить себя красивыми предметами, музыкой и не спать на спине. Во имя здоровья малыша от интимной близости с мужем тоже необходимо отказаться почти на год.
Кореянки верят (а что им еще остается?), что если следовать правилам, то малыш будет красив, здоров, удачлив и с хорошим характером. Легко понять, что при рождении больного ребёнка вся вина за его болезни свалится на мать, совершенно точно нарушавшую «кодекс» во время вынашивания.
А если нет мужа?
Как же заботиться о здоровье ребёнка, если супруга нет и некому взять на себя домашние заботы? На самом деле в подобной ситуации женщине не до любования красотами. Отсутствие мужа – повод для всеобщего осуждения и масштабного скандала. В стране, где процветает культ идеологии, служения высоким партийным идеям, встретить незамужнюю беременную почти невозможно. Внебрачные связи, а тем более рождение ребёнка без отца – повод для изменения сонбуна и причисления семьи к врагам народа.
У каждой беременной первым делом врачи спросят, замужем ли она. Если вдруг штамп отсутствует, ни уважения, ни человеческого отношения ждать не стоит – доктор первым начнет скандал и оповестит общественность.
К абортам нет показаний
Избавиться от подобного позора и последующих лишений можно было бы при помощи прерывания беременности. Но в Северной Корее аборты законодательно запрещены. Причем не только по желанию: врачи-гинекологи утверждают, что никаких медицинских показаний к прерыванию беременности не бывает в принципе.
Индустрия подпольных абортов, конечно, существует. Но наказывается это крайне жестоко, а сами процедуры проводятся старинными методами. Стоят они крайне высоко во всех смыслах: количество смертельных исходов в результате подпольного аборта ужасает, также, как и осложнений после неумелых действий «черных акушерок».
Контрацепция при помощи календарика
Не только УЗИ и аборты в стране под запретом. Ни одно средство контрацепции, включая презервативы, не разрешено к продаже. Тестов на беременность тоже нет. Женщины пытаются как-то контролировать процесс при помощи трав и упражнений, ну а врачи традиционно рекомендуют календарный метод планирования. В календарике надо отмечать даты менструации, и на основании длины цикла высчитывать дни овуляции.
Альтернатив, как понятно, не предусмотрено. А заподозрить наступление беременности можно только по перерыву в месячных. Как мы знаем, не каждый пропуск менструации означает беременность, но выяснить, чем он вызван, в ближайшие месяцы почти невозможно: или начнет расти живот, и доктор на обследовании влагалища увидит характерные для беременности 2-3 месяца признаки, или придется гадать, почему месячные не приходят. Методы обследования репродуктивного здоровья отсутствуют.
Разумеется, спрос рождает предложение, и на черном рынке можно купить контрабандные тесты на беременность из Китая и Южной Кореи. Опять-таки, дело дорогое и подсудное.
Венок на двери как защита от болезней и духов
Несмотря на все сложности, ожидание прибавления в семействе – это радостное время для всей родни. Чтобы не допустить осложнений, вызванных завистливыми и злыми духами, о беременности надо сразу же рассказать абсолютно всем. А еще – прикрепить на дверь дома венок из рисовых колосков. Пусть все прохожие видят: в этом доме скоро появится малыш!
Венок защищает не только от злых духов, и появление такого поверья вполне понятно. В доме, где на двери висит подобный знак, нельзя заходить больным и несчастным. Вестники дурных новостей, люди в трауре не имеют права переступать порог.
С собой на роды, согласно приметам, надо обязательно взять оберег от злого духа. Его роль часто играет вещь супруга, защитника молодой мамы и малыша, и ее кладут в сумку для роддома. Ну а сами роды проходят, как «русская рулетка». Врачи и акушерки, конечно, делают все возможное, вот только могут они в местных условиях немного.
Покровительница всех беременных Северной Кореи – бабушка Самсин, добрый дух матерей и младенцев. Пока будущая мать находится в роддоме, все родственники молятся бабушке Самсин и приносят особые угощения. Обычно это чистая вода, вареный рис и суп из морской травы.
Счастье близняшек и детские дома
В отличие от, например, Японии, где рождение близнецов плохой знак для семьи, в Северной Корее появление двойняшек или тройняшек – обещание счастья и удачи всему роду. И удача начинается с момента родов (а до родов наличие двойни или тройни диагностировать точно удается не всегда, ведь УЗИ нет). Если у женщины родились близнецы или тройняшки, ее окружают повышенным вниманием, врачи гордятся событием, а саму маму переводят в отдельную и более удобную палату из общей, где обычно находятся до 8 родильниц.
Однако роддомом удача может и ограничиться. В условиях постоянной нехватки денег и тяжелого труда в Северной Корее далеко не все дети остаются жить в семьях. Если мы привыкли, что в детском доме живут сироты или дети из неблагополучных семей, то у корейцев принято передавать ребёнка на государственное обеспечение только потому, что в доме не хватает еды. Так что в детских домах намного больше детей, номинально имеющих семьи, чем сирот.
Культ семьи и детей в Северной Корее поддерживается и государственной идеологией, и национальными традициями. Стране нужно больше работников и воинов. Вот только за их появление матерям приходится расплачиваться собственным здоровьем, а порой и жизнью, так как о современной медицинской помощи кореянкам остается только мечтать, читая молитвы духам и храня обереги.