С развитием технологий родители многих подростков сталкиваются с различными и относительно новыми проблемами в воспитании и развитии. Одной из таких является буллинг, который оказывает существенное негативное влияние на современных школьников. Термин походит от английского слова bullying, что можно перевести как «запугивать, задирать». А суть явления в том, что в школьном коллективе начинается травля одного из учеников.
Что-то похожее существовало в образовательных учреждениях и раньше. Но с распространением интернета, смартфонов и других современных технологий это явление стало обретать новые формы. Если до недавних пор в основном распространялись вербальные (словесные) и физические формы, то теперь все чаще на передний план выходят агрессивные киберпроявления. Информация, слухи, оскорбления теперь распространяются со стремительной скоростью. Масштабы буллинга нарастают.
Влияние буллинга на личность в подростковом возрасте
Несмотря на распространение этого негативного явления, часть родители по-прежнему недооценивают его потенциальную опасность. Они озабочены проблемами возможного потребления алкоголя и иных запрещенных веществ, ранних сексуальных связей или, в конце концов, плохой успеваемости. Однако многие из этих неприятностей по тяжести и длительности негативного воздействия несравнимы с буллингом.
Формирование личности в подростковом возрасте идет под влиянием множества факторов. Издевательства и преследования одноклассников, постоянный психологический прессинг просто калечат психику, закладывая особенности поведения на многие годы вперед. Ситуация доходит до того, что дети просто отказываются ходить на занятия. Либо говорят, что идут в школу, но при этом постоянно прогуливают.
Очень важно для родителей не упустить тот момент, когда подростки сталкиваются с травлей. Определить это можно по некоторым признакам. Дети вдруг начинают хуже учиться, их самооценка резко снижается. Периоды депрессии сменяются агрессивностью в поведении — как дома, так и в школе.
Такое поведение уже не похоже на обычные проблемы подросткового возраста. Нанесенные в эти годы эмоциональные шрамы не заживают долгий срок и способны влиять на многие аспекты дальнейшей жизни ребёнка. Родителям следует помнить о том, что это касается не только жертв буллинга.
Нападающие на других детей и участвующие в травле на самом деле также страдают от психологических проблем. Невнимательность на занятиях, плохие оценки, потребление алкоголя, курение, склонность к агрессии и к насильственным действиям — это лишь часть негативных последствий, на которые нужно обратить внимание взрослым. Тревожным звоночком для родителей должно стать то, что подростки не проявляют сочувствия, например, к героям кино, находятся в постоянном конфликте с членами семьи, действуют импульсивно.
Как решить проблемы подросткового возраста
Каждая личность в подростковом возрасте обладает своими особенностями. Естественно, разной будет и реакция на травлю. Кто-то особенно остро реагирует на статус социального изгоя, других пугает угроза физического буллинга, третьи впадают в депрессию из-за распространения оскорблений в глобальной сети. Иногда дизлайки и издевательские комментарии бьют больнее, чем физическое насилие.
Проблемы подросткового возраста из-за буллинга часто связаны с особенностями физического и эмоционального состояния ребёнка либо его воспитания. Мишенью для нападок, как правило, становятся те, кто слабее физически, эмоционально нестабилен, имеет низкую самооценку. Иногда травля начинается просто потому, что ребёнок не похож на других — отличается национальностью, стилем одежды, привычками, сложением тела (например, имеет избыточный вес).
Могут ли родители помочь подросткам при проявлении буллинга
Не только могут, но и обязаны приложить для этого максимум усилий. Решение проблем подросткового возраста — это прямая обязанность взрослых. Но прежде чем предпринимать какие-то шаги, нужно удостовериться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой буллинга.
Далеко не каждый подросток готов открыть душу и рассказать о таких постыдных, с его точки зрения, вещах. Кто-то боится, что родители слишком бурно или просто неверно отреагируют. Кто-то, напротив, стесняется признаться в том, что оказался жертвой преследования, «слабаком». Особенно это касается мальчиков.
Не нужно ждать, когда ребёнок сам обратится за помощью. О возникших проблемах можно судить по косвенным признакам. И это не только изменения в его характере или поведении. Есть вполне ощутимые физические проявления буллинга.
Это может быть слишком частое появление синяков и ссадин, которое уже нельзя объяснить просто неудачными занятиями в спортзале. Также может быть порвана или испачкана одежда, пропали или сломаны какие-то школьные принадлежности. Еще один признак — ребёнок постоянно приходит голодным из школы, хотя получает карманные деньги.
Современная личность в подростковом возрасте формируется в значительной степени в Интернете — на форумах, в социальных сетях. И если ребёнок, который ранее буквально не расставался с компьютером или смартфоном, зависая в соцсетях, вдруг перестал ими интересоваться, — это также повод для беспокойства. Значит, общение в сети стало ему неприятно и не вызывает прежних позитивных эмоций.
Родителям следует почаще хвалить подростков, чтобы повысить их самооценку. Почувствовав себя увереннее, они смогут дать отпор обидчикам и защитить свою точку зрения. Нужно регулярно интересоваться школьными делами детей. И делать это не формально, а подробно, подчеркивая свою вовлеченность в их жизнь. Не позволяйте им обижать других детей. Если это произошло на ваших глазах — остановите ссору и нападки, а затем наедине с ребёнком объясните, почему так нельзя делать.
Источником проблем подросткового возраста может быть и ситуация в семье. Если ребёнок подвергается давлению со стороны родителей, копит обиды, не находит понимания, то он может вымещать свои негативные эмоции на других детях. Так что при подозрениях на то, что ваш ребёнок участвует в чьей-то травле, нужно повнимательнее пересмотреть свое отношение к нему. Возможно, надо что-то в них изменить.
Если в школе имеются проявления буллинга, нужно объединяться с другими родителями. В образовательном учреждении должны быть программы по борьбе с этим явлением. Вносите свои предложения по их развитию. При отсутствии подобных специализированных программ нужно настоять на их разработке с привлечением специалистов (например, психологов).