«Образование — путевка в жизнь», — говорят нам родители. «Школа уже не та, что была в советское время», — вздыхают другие. «Хочешь что-то сделать — сделай сам», — гласит народная мудрость. Что, если попробовать обучать свое чадо по индивидуальной методике, — так ли тернист этот путь или у него одни сплошные плюсы? В этом MedAboutMe поможет разобраться специалист, руководитель Центра семейного и заочного образования, отец трех детей-«хоумскулеров» Алексей Семенычев.
Историческая справка: что за «зверь» — семейное образование?
Образование как способ передачи данных от родителей потомству практиковался еще в те времена, когда школ как таковых и не было. Ремесленники передавали умение из поколения в поколение, а также ткачи, повара, целители и даже шуты и скоморохи. Ребёнок, рожденный в семье купца, активно обучался навыкам торговли с раннего детства. Никто не устраивал для него экзаменов — сама жизнь была контрольным уроком. «Продашь — поешь», самая лучшая мотивация. Девочек обучали навыкам ведения домашнего хозяйства: «Засолишь огурчики вкуснее, напечешь пирогов ароматнее — будут и женихи».
Образование как способ расширения горизонтов, получения знаний, было доступно не всем. Например, в Древней Греции способных юношей наставники обучали искусству философии, риторики, математики и астрономии, этике и многим другим «изящным» наукам. В средние века дети обеспеченных родителей получали знания дома — сами родители брали процесс в свои руки, если позволяло время, или нанимались воспитатели, если позволяли средства. Безусловно, ученость котировалась всегда высоко, поэтому родители всех времен старались дать детям самое лучшее из возможного.
Современность: что говорит закон?
В настоящее время ребёнку и его родителям доступен выбор из нескольких форм образования:
- в одном из образовательных учреждений — очно, заочно, вечернее обучение (очно-заочное), экстерном,
- обучение дома в виде семейного образования или самообразования.
Любые из форм образования можно комбинировать. Если выбор родителей выпал на форму домашнего обучения, им необходимо знать, что ребёнок имеет право пройти аттестацию в специализированном учреждении. При этом в семье можно получить образование на уровне начальной и средней школы. Ребёнок, получающий образование в семье, имеет право в любое время по решению родителей продолжить обучение в общеобразовательном учреждении.
Отметим, что если ребёнок какое-то время проучился в обычной среднеобразовательной школе и родители решили перевести его на домашнее обучение, скажем, в пятом или шестом классе, школьные привычки могут сказаться не самым положительным образом. Помните схему «заучил-сдал-забыл»? Так вот, одним из больших плюсов «домашнего» обучения служит способность учиться самостоятельно с интересом.
Ребёнка еще не поглотила «обязаловка» учить малопонятные или попросту неинтересные вещи. Его окружают репетиторы или родители, способные рассказать интересно даже о, казалось бы, самых скучных фактах. Если у школьника что-то не получается, слабые места «подгоняются» сразу же — педагог естественным образом более внимательно смотрит за одним учеником и уделяет ему необходимое время, чем в случае тридцати сидящих на уроке ребят.
Время «отсидки» на уроке сменяется временем продуктивной деятельности в домашних условиях. Надо ли упоминать о том, что когда ребёнку интересно и ему предлагают информацию, которую он не только может усвоить, но и хочет — он будет сдавать контрольные рубежи без особых проблем?
Разговор со специалистом
Самое главное, чему стоит научиться современному ребёнку — это научиться учиться, то есть, добывать информацию из доступных источников, когда это необходимо. Разумеется, нужна и общая «база» — а вот как ее закладывать, в школе или в семье, при индивидуальном обучении, каждая семья решает, исходя из своих возможностей и желания.
Расспросим подробнее специалиста, Алексея Семенычева, руководителя Общественного Центра развития семейного и заочного образования, историка (РГГУ) и психолога.
— Каким детям вы порекомендуете домашнее обучение? Иными словами, кому в особенности подходит заочное обучение? Может быть, это необычайно одаренные дети или, наоборот, те, кто к школьной программе не показал необходимый минимум знаний и умений?
— Любой ребёнок может учиться дома. Последнее время с этим становится всё меньше и меньше проблем. Есть некоторые особенности детей, которые делают бучение проще и эффективнее. В первую очередь, умение быть самостоятельным. Условно говоря, если ваш ребёнок перед школой самостоятельно способен обслуживать себя, старается быть самостоятельным и этим гордится, то возможность самостоятельно учиться для него будет радостью, и он сможет оценить независимость и свободу, которую получит. Как раз одарённость или неуспех в школе вряд ли могут быть большим основанием для обучения вне школ.
Скорее влияет готовность родителей заниматься с ребёнком дома. Это довольно важный момент, который многие родители не учитывают при переходе на обучение дома. Обучение подразумевает большую ответственность, решение финансовых вопросов и резерва времени. Умение самому учиться, не бояться преодолевать сложности и, самое важно, получать от этого удовольствие. Свободу должны ценить не только дети, но и родители.
— Если ребёнок начал заниматься с домашним репетитором по индивидуальной программе, как отслеживается уровень его успеха?
— Совсем не обязательно заниматься с репетитором по всем предметам. Главный ориентир домашнего обучения — умение учиться самостоятельно. Но, несомненно, обучение с преподавателем часто является прямой необходимостью. В частности, когда ученик что-то не может усвоить сам и этот предмет — явно не его сильная сторона. Или наоборот: если ребёнок успешен в предмете, хорошо развивать таланты с персональным учителем. Репетитор должен понимать специфику обучения дома, уметь выстраивать программу, индивидуальную для ученика. Эти вопросы обговариваются уже на первом этапе поиска преподавателя. Но контроль родителей необходим. Обязательно обсуждать с преподавателем движение по программе. Следить, как сам ребёнок относится к занятиям, интересно ли ему. Не бояться обсуждать с преподавателем проблемы, искать выход. Работа с репетитором напоминает работу с тренером. Если вы сдали аттестации с этим преподавателем, это уже хороший знак, что всё нормально.
— Как выявить на ранней стадии, что ребёнку не комфортно заниматься одному, или он хочет в компанию, в традиционный школьный класс?
— «Не комфортно заниматься одному» и «хотеть в класс» это две разные вещи. Первый случай я даже представить себе не могу, когда ребёнок скажет: «Я не хочу учиться один. Хочу учиться в школе — там круто!»…Это просто уникум какой-то. А вот сказать: « Все друзья в школе, и я хочу» — так может быть. Это бывает крайне редко, но случается. Здесь два пути: либо ребёнок идёт в школу и там себя чудесно чувствует либо, что бывает чаще, ужасается и быстро возвращается домой. Но, в принципе, в том, что ребёнок хочет учиться в школе и там ему нравится, нет ничего плохого. На некотором этапе друзья важны и родители должны уважать это право. Хотя, опять повторюсь, это бывает довольно редко. Как правило, это дети, которые совсем в школу не ходили, и у них ещё есть некоторые иллюзии. В любом случае, обучение дома дает мощную прививку свободы.
— Перечислите, пожалуйста, основные плюсы домашнего обучения. И, если можно, объективно о возможных минусах (например, стоимость репетиторов)?
— Плюсов в домашнем обучении много. Самые главные: обучение, ориентированное на личность ребёнка и его интересы, более широкое восприятие мира и осознанность себя в нем (и родителей, и детей), яркая самостоятельность, психологическое и физическое здоровье, укрепление семейных отношений. Если говорить о минусах, то это, в первую очередь, недоступность его для большинства. Обучение дома было, есть и останется выбором ограниченного числа родителей. В первую очередь из-за страхов, что ничего не получится, и из-за отсутствия таких важных резервов, как деньги и время.