Постепенно ребёнок взрослеет, и приходит время для посещения детского сада. Но зачастую, проходив в садик пару недель, малыш начинает болеть, что вынуждает мать сидеть с ним на больничном. Насколько неизбежны болезни с началом социализации и посещением организованных детских коллективов, виновен ли в этом плохой иммунитет или опасные бактерии и вирусы? Что делать, если ребёнок становится часто или длительно болеющим? Поговорим о некоторых сложностях адаптации иммунитета под новые условия существования.
Посещение детского сада
Сегодня малыши могут посещать детский сад с возраста полутора-двух лет, а то и ранее, начиная с годовалого возраста. И если в домашних условиях они за все время с рождения переболели максимум пару раз, то с момента посещения детского сада их заболеваемость может возрастать резко и активно. В связи с тем, что на время болезни ребёнок должен находиться дома (или в стационаре, если инфекция тяжелая) и требует ухода, появляются трудности с выходом на работу для родителей. У них возникают вопросы — нормально ли, что едва начав посещать детский сад, малыш чуть ли не каждый месяц кашляет, страдает от насморка и лихорадки? Насколько полезен детский коллектив или стоит отказаться от него, чтобы простудные болезни не были столь частыми? Зачастую родители ошибочно читают, что дети болеют часто потому, что сотрудники детского сада плохо заботятся о малыше, или ребёнку плохо в новых для него условиях. Но в реальности все несколько иначе.
Новые бактерии: их роль в становлении иммунной защиты
Когда ребёнок живет в семье, мало взаимодействуя с внешним миром и другими детьми, он день за днем контактирует с одними и теми же бактериями на слизистых и коже своего тела либо организма близкой родни. Все дети и взрослые имеют свой, строго индивидуальный набор бактерий в составе микрофлоры кожи и слизистых, в просвете кишечника, получаемый при рождении и приобретаемый из окружающей среды в течение жизни. В ходе тесного общения и контактов люди активно обмениваются микробной флорой между собой по воздуху, через руки, пищу, питье и предметы. Но те бактерии, которые знакомы крохе с рождения, для него не опасны, поэтому и не развиваются болезни.
Когда ребёнок поступает в детский сад, вокруг него постоянно находится много других детей, с которыми он активно начинает меняться микрофлорой. Новые бактерии, даже входящие в нормальную микрофлору других детей, для ребёнка неизвестны и чужеродны, они воспринимаются как опасность — формируется болезнь. Особенно часто иммунитет пасует перед неизвестными ему бактериями в первые недели посещения садика, так как новая обстановка, отсутствие мамы и новый режим для ребёнка — это сильный стресс. Давно известно иммунодепрессивное свойство стрессов в отношении детского организма, в таких условиях бактерии или вирусы активнее влияют на тело, что и приводит к частым простудам.
Проблемы матери с началом посещения садика
С началом посещения детского садика малышом у матери возникают особые проблемы: она пробыла в декретном отпуске от полутора до трех лет, и зачастую ей необходимо выходить на работу или возникает дефицит общения, ей хочется вести более активную жизнь. Мать считает, что с определением ребёнка в садик она сможет больше работать, заниматься своими делами и профессионально развиваться.
Малыш начинает ощущать изменения, переживает и в первый день посещения садика, где много других детей, начинает капризничать, вцепляясь в мать и не отпуская ее от себя. Ранее любивший детей и общение с ними ребёнок наотрез отказывается от общения. Его оставляют одного в незнакомом месте с чужими ему людьми. Забирая ребёнка после работы из садика, мать понимает, что на время общения с крохой у нее останется мало времени, есть домашние дела, приготовление еды и другие члены семьи. И если подобный стресс мама переживает проще, то ребёнок чрез несколько дней посещения садика в силу стресса заболевает, и зачастую болезни связаны со снижением иммунитета и одновременной нагрузкой на иммунную систему новой микрофлорой.
Частые болезни в начале: роль стресса
В детском возрасте типична ригидность адаптационных механизмов, малыши трудно и длительно адаптируются к изменению условий и обстоятельств жизни. И поэтому при резком изменении условий существования, на фоне стресса, адаптационные механизмы работают с напряжением, и за этим неизменно следуют болезни. Малыш просто не может справиться с таким объёмом новых микроорганизмов, которые находятся вокруг него. Чем тренированнее и закаленнее организм, тем проще происходит адаптация, и если готовить ребёнка к посещению садика заранее, не торопясь, это позволяет проще пройти период привыкания, хотя полностью простудные болезни не исключены.
Но зачастую сами родители добавляют стресса в жизнь ребёнка, забывая подробно поговорить о детском садике, рассказать — как и когда точно они заберут ребёнка. Для них это кажется очевидной мелочью, в то время как для ребёнка это крайне важно. Физический стресс смешивается с эмоциональным, взаимно усиливая эффекты, и за этим следует снижение иммунитета и простудные болезни.
Чем помочь ребёнку?
О подготовке к посещению детского сада сказано и написано много, но зачастую родители совершенно не предают этому значения, считая, что именно их ребёнок пойдет в садик благополучно и болезни обойдут его стороной. Поэтому они пренебрегают теми рекомендациями, которые дают врачи, либо вспоминают о том, что нужна подготовка за пару недель или даже месяцев до дня Х. Между тем правила подготовки просты и незатейливы: ребёнок с рождения должен закаляться, часто бывать на свежем воздухе и вести здоровый образ жизни, получать полноценное питание. После года постепенно нужно переводить его на режим, которому следуют в детских садах, он примерно един. Кроме того, нужно не ограничивать, а поощрять активные и частые контакты с другими детьми, посещение различных развивающих центров и групп кратковременного пребывания в саду. Не стоит оберегать его от каждой простуды, он должен болеть, чтобы обучать иммунную систему правильным реакциям на возбудителей. И естественно, родители должны обращать внимание на эмоциональный настрой, формировать его в позитивном ключе относительно детского сада.