Для маленьких детей баловство и шалости — естественное поведение. Здоровый, подвижный ребёнок проявляет любознательность, веселый нрав, изобретательность, развлекается и хулиганит, особенно оставаясь без присмотра. Разбитая посуда, угодивший в телевизор мяч, пролитый компот — регулярные происшествия в жизни большой семьи. Дети ведут себя так не из стремления к вредительству. Они просто развиваются и познают мир. Иногда за шалостями стоит желание проверить реакцию родителей, досадить им или добиться желаемого. В этой ситуации стоит пообщаться с ребёнком, чтобы определить мотивы его поведения.
Баловство и непослушание детей разного возраста
Дети до года не способны целенаправленно злить взрослых. Все их слезы и капризы вызваны физическим или эмоциональным дискомфортом: из-за неумения донести желание или протест словесно, они могут бросить стакан, заплакать или укусить маму. Малыши со смехом дергают кота за хвост, надувают пузыри через трубочку в стакане, оставляют на стене отпечатки испачканных в каше рук. Так происходит процесс познания свойств предметов, живых существ, своих возможностей.
Становясь старше, ребёнок лучше разбирается в причинно-следственных связях. Он может пытаться привлечь к себе внимание, рассмешить окружающих или продемонстрировать свой гнев, разбрасывая вещи, крича и щипля. Три-четыре года — возраст, когда случаются кризисы роста, в моменты которых родителям стоит проявлять терпение и учиться договариваться с детьми.
К школе дети уже достаточно сознательны, чтобы отвечать за свои поступки. Они могут не рассчитать последствия своего поведения, но предугадать реакцию родителей для них не трудно. Есть избалованные ребята, с которыми мамы и папы не научились договариваться еще в детсадовском возрасте. Для таких мальчиков и девочек удивление или шок окружающих от их шалостей доставляет удовольствие. Ощущение безнаказанности раскрепощает.
Для подростков характерно специфическое поведение, которое со стороны выглядит как непослушание. Но это могут быть поиски своей индивидуальности, стремление отделиться от родителей и почувствовать себя самодостаточным человеком. Иногда старшеклассники перегружены физически и эмоционально и через отношения с мамой и папой получают разрядку. Конфликты, протесты, нарушение запретов отвлекает их от внутренних переживаний и комплексов. А родители выступают в роли буфера.
Отражение проблем родителей в поведении ребёнка
Ребёнок остро чувствует проблемы близких людей. Своим поведением он может неосознанно пытаться отвлечь их от переживаний или обратить внимание на его боль. Родители, которые часто ссорятся или собираются развестись, могут скрывать это от своего чада. Но натянутость отношений, ненатуральность улыбок будет замечена ребёнком. В глубине души все дети переживают за целостность своей семьи. Мама и папа воспринимаются как одно целое. Их связь обеспечивает стабильность и душевное равновесие малыша.
Иногда ребёнок чувствует себя причиной конфликтов. Это может произойти потому, что он слышит, как родители спорят на темы его воспитания, поведения, обучения и т.д. Ему хочется, чтобы на него обратили внимание, и все было как раньше. Он начинает плохо себя вести, заставляя родителей действовать сообща.
Дети хорошо чувствуют слабые места близких людей и в конфликтных ситуациях часто бьют по ним. Например, мама остро реагирует на плохое поведение дочери в присутствии маминой давней подруги. Нахождение дома посторонних людей провоцирует ее на более бурную реакцию, чем раньше. У нее могут быть проблемы с самооценкой, ей не хочется демонстрировать слабость или огрехи воспитания перед приятельницей. Маме стоит проанализировать и скорректировать свое поведение. Лучше реагировать на непослушание дочери всегда одинаково, иначе та почувствует несправедливость, и может продолжить провокации.
Чего добивается ребёнок, устраивая истерику
Нарушая запреты и ограничения, дети старше трех лет преследуют определенные цели. Они могут интуитивно прощупывать границы дозволенного и проверять реакцию родителей. Или осознанно добиваться чего-то, отталкиваясь от прошлого опыта.
Основная задача кричащего или плачущего ребёнка — привлечь к себе внимание. Иногда чтобы заплакать или закричать, нужно сделать что-то неправильное в глазах взрослых. Тогда поступает ответный крик, и можно на всех основаниях разрыдаться. Малыш устал и хочет спать или у него болит живот; ему скучно и хочется с кем-то поиграть или не получается построить башню. Проверенный способ обратить на себя внимание — заплакать.
Детям старшего возраста может не хватать заботы и любви из-за загруженности мамы и папы работой или их безразличия. Ведя себя плохо в школе, получая двойки, подростки обеспечивают себе внимание. То, что ситуация и реакция родителей оказываются негативными — не столь важно.
Манипулирование — искусство, которым быстро овладевают мальчики и девочки. Баловство, разбрасывание вещей в гостях, валяние по полу в магазине могут быть инструментами давления на окружающих. Если бабушка спешит выполнять все требования маленького агрессора, то он начнет пользоваться ее слабостью.
Дети не всегда могут справиться с собственными чувствами или выразить их. Бывает необходимо спровоцировать маму на раздражение или крик, таким способом освободиться от аналогичных эмоций. Особенно это касается тех, кто еще плохо разговаривает. Испытывая усталость и гнев, они начинают выводить из равновесия маму. После того, как они добиваются своего, им становится легче.
Как реагировать на детские шалости?
Родителям стоит стремиться к сдержанности и самообладанию в отношениях с детьми. Если шалит малыш, то взрослый вряд ли станет кричать или поднимать на него руку, будучи в адекватном состоянии. Важно заботиться о собственном здоровье и режиме дня: успевать отдыхать и приводить себя в душевное равновесие. Усталость и раздражение — главные враги на пути при воспитании ребёнка.
Чем старше становится малыш, тем больше он понимает. Важно чтобы родители придерживались единых взглядов на воспитание, умели переключать внимание ребёнка, правильно формулировать запреты. Можно пояснять, что именно не стоит делать дочери или сыну и почему. При этом не прибегать к запугиваниям, не называть малыша хулиганом. Больше говорить по делу и описывать свои чувства. Например, что папе больно, когда его дергают за волосы. А прыгать с дивана не безопасно, потому что он слишком высокий. Лучше делать это на батуте, который как раз взяли в прокат.
Не стоит смеяться над шалостями ребёнка, так он может почувствовать одобрение и повторить «выступление» в неподходящей обстановке. Реагировать на одни и те же поступки желательно примерно одинаково. Если родители спокойно объясняют, почему шоколадное яйцо можно съесть только после обеда и не делают исключений, то дочери или сыну легче принять это правило.
С детьми, которые уже разговаривают, стоит больше общаться. Стараться понять мотивы их поведения в спокойной обстановке. Можно задавать наводящие вопросы, спрашивать, что ребёнок чувствовал до своего поступка и что после. Внимание, интерес к его поведению — иногда основная цель, поэтому иногда можно перевести тему и сосредоточиться на чем-то хорошем.
В распорядке дня всегда можно выделить время для разговора по душам с ребёнком. Он быстро растет и может найти себе других слушателей, если родители не заинтересованы в этом. Важно давать ему чувство безопасности, его значимости независимо от поведения. Тогда не возникнет желание проверять родителей и то, насколько они сильно его любят.