Процесс воспитания строится на том, что родители учат ребёнка правильно себя вести, рассказывают ему об отношениях между людьми, советуют, как следует поступить. Очень часто, дети слышат от взрослых слова и фразы, которые играют большую роль в детской жизни и становлении характера. Некоторые из них популярны во многих семьях, передаются из поколения в поколение, считаются полезными для развития.
Когда родители говорят их, они искренне считают, что ребёнок, когда усвоит внушения матери и отца, будет расти культурным, воспитанным, принятым в обществе. В данной статье будут развеяны мифы о правилах, которые родители привыкли внушать детям.
Дети должны слушаться взрослых
Некоторые так часто говорят об этом, что перестают задумываться над смыслом данной фразы. Почти все родители хотят от детей послушания. Когда ребёнок не перечит старшим, с ним нет хлопот — он выносит мусор, делает уроки по первому требованию, не перебивает разговор взрослых, поступает так, как советуют родители, легко отказывается от своего мнения. Послушные дети вызывают положительные эмоции, и мать с отцом, воспитывая их, почти не имеют проблем.
Послушание — это замечательно, однако, не всех и не всегда должны слушать дети. Например, ребёнок, которому с раннего детства внушили такую мысль, может привыкнуть слушаться всех, кто старше его или что-то ему указывает. В таких случаях дети могут легко подвергаться манипуляциям и даже опасностям, например, уйти с незнакомым человеком, открыть дверь чужим людям, когда родителей нет дома и так далее.
Данную установку следует поменять на то, что ребёнок должен слушать родителей и других родственников, однако не забывать думать своей головой. Для того, чтобы дети приучились опираться на свое мнение, им нужно чаще задавать вопросы: «Что ты сам думаешь по этому поводу?», «Как ты считаешь?», «Как, по-твоему, можно решить эту проблему?» и тому подобные. Если всегда принимать решения за ребёнка и руководить им, то он легко станет внушаемым человеком.
Ребёнок должен терпеть и молчать
Иногда у ребёнка возникают трудности общения со сверстниками или взрослыми людьми. Именно от того, что говорят по этому поводу родители, зависит отношение ребёнка к своей личности и проявлению инициативы.
Бывает так, что детей бьют, обижают, неприятно подшучивают над ними, а мать и отец советуют им быть терпеливыми и не ввязываться в конфликт. Они говорят: «Будь умнее, не обращай внимания», «Промолчи, сделай вид, что ты ничего не слышал». Родители делают это, потому что считают, что «Хорошие и воспитанные мальчики и девочки не кричат, не дерутся, не ругаются». Культура поведения и чувство собственного достоинства — это хорошо, однако далеко не всегда они помогают сохранить самооценку.
Иногда способность защищать себя является единственным способом остановить детскую травлю. К тому же, дети должны знать, что они имеют право отстаивать свою честь, оберегать личные вещи и не позволять никому относиться к ним неуважительно.
У ребёнка все должно быть хорошо
Часто, занимаясь воспитанием, родители делают акцент на внешнем виде ребёнка, порядке в его комнате, отношениях с окружающими. «У тебя все всегда должно быть хорошо» — могут говорить они, когда ребёнок делится проблемой, злится или плачет.
«Нужно держать в идеальном порядке вещи, одежду, книги, тетради», «Постель всегда должна быть заправлена, посуда вымыта, портфель — собран заранее». Иногда взрослые так много думают о внешнем совершенстве, что перестают замечать за этим личность ребёнка и все, что происходит с ним.
У каждого человека бывают тяжелые, неудачные дни, когда ему ничего не хочется — работать, наводить порядок, общаться с окружающими. То же самое может случиться и с ребёнком. В таких случаях, взрослым важно обращать внимание не на то, что в комнате беспорядочно разбросаны вещи или он до сих пор не вынес мусор, а на то, что вызвало у него упадок сил и плохое настроение.
Ребёнок гораздо быстрее выполнит свои обязанности, если поделится с родителями тем, что его тревожит, получит от них совет и поддержку. Он такой же человек, как и все, и у него необязательно все всегда должно быть хорошо — он может ошибаться, быть неправым, переживать проблемы.
Дети должны думать о других
«Сначала нужно думать о других, а потом о себе» — так любят повторять родители, внушая детям, что спокойствие и радость окружающих людей важнее, чем собственные желания и чувства. Часто, мать и отец произносят эту фразу, когда хотят отучить ребёнка жадничать, желают воспитать в нем сочувствие и понимание.
Данное внушение приводит к тому, что дети отдают все другим, забывая о себе — игрушки, конфеты не умеют бороться за внимание родителей, педагогов. В результате, ребёнок, когда вырастает, не знает, чего он хочет, не умеет решать проблемы самостоятельно, не ценит свои усилия, не замечает достоинства. Он часто сравнивает себя с другими и ему кажется, что они — молодцы, много знают и умеют, а он не такой способный, умный, интересный.
Следует отказаться от внушения «Делай сначала другим, а потом себе». Способность помогать, быть щедрым, понимающим, добрым воспитывается личным примером и поучительными историями на эту тему.
Кроме того, сопереживать и оказывать другим поддержку, может только тот ребёнок, кто в детстве сам не был лишен родительского внимания, заботы и щедрости.
Рекомендации родителям
Прежде чем внушать что-либо детям о характере, жизни и отношениях, нужно хорошо подумать — какой посыл несет в себе та или иная фраза, установка?
В жизни и отношениях все относительно — например, трудно быть добрым и понимающим, когда кто-то откровенно глумится над недостатками или обижает слабых, нехорошо думать только о себе, когда рядом страдают окружающие люди, странно — веселиться и улыбаться, когда на душе «кошки скребут».
Хорошо, если родители будут приучать ребёнка к тому, что мир, жизнь и люди — разные и он тоже может быть разным и это является нормальным.
Быть искренним и честным по отношению к себе и другим — один из важных принципов, который полезно усвоить детям.
Прежде чем советовать и убеждать в чем-то ребёнка, нужно удостовериться в том, что родители сами соответствуют тому, о чем говорят. Дети, в большинстве случаев, запоминают не только слова, но и пример, который показывают им взрослые.