Дети от природы наделены разными типами темперамента, трудолюбием и аккуратностью. Ребята, которые с удовольствием проводят час за часом, склеивая модель самолета, прорисовывая детали рисунка или вышивая поделку, обычно усидчивы и спокойно делают уроки. Активные мальчики и девочки часто предпочитают подвижные игры чтению, счету и прописи. Им труднее выполнять домашнее задание, не отвлекаясь на происходящее вокруг и на собственные чувства и желания. Умение концентрироваться стоит развивать, оно пригодится в дальнейшей учебе, работе, во время вождения автомобиля. Когда ребёнок подолгу не может сосредоточиться или быстро устает, этому обычно есть объяснение.
Что мешает ребёнку сосредоточиться на уроках?
Хорошее самочувствие — это первое, что необходимо для выполнения любой деятельности. Ребёнок может быть рассеян и медлителен из-за того что плохо себя чувствует. Начинающаяся простуда, головная или мышечная боль, расстройство желудка — эти факторы выбивают из колеи человека любого возраста. Заметив недомогание, стоит отложить уроки и лечь отдохнуть.
Эмоциональное напряжение из-за конфликтов между членами семьи или проблем в школе, ссор с друзьями мешает настроиться на рабочий лад. В такие моменты дети могут быть задумчивыми или раздражительными. Важно поговорить о причинах плохого настроения, разобраться с тем, что тревожит ребёнка, а уже потом приниматься за математику или литературу.
Банальное чувство голода мешает концентрации внимания и не дает думать ни о чем кроме еды. Прежде чем приступать к любому занятию, желательно перекусить. При этом не стоит переедать, иначе возникнет обратный эффект и захочется спать.
Посторонний шум: ремонт у соседей, громкие игры младшего брата или сестры, музыка и разговоры взрослых на кухне — значительно увеличивает время, потраченное на уроки. Ребёнку приходится по несколько раз перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, закрывать уши руками или надевать наушники в попытках сосредоточиться.
Домашние животные тоже могут мешать детям делать домашнюю работу. Ластящийся кот, призывающая поиграть с ней в мяч собака, громкий попугай нарушают рабочую атмосферу.
Ребёнок может отвлекаться из-за того, что хочет заняться чем-то другим: посидеть в социальных сетях, посмотреть мультфильм. Если не убрать гаджеты и телевизор, то он будет совмещать отдых и выполнение уроков, и делать оба дела медленно и непродуктивно.
Весной бывает особенно трудно сидеть дома после школы и делать домашнее задание. Теплая погода, солнце за окном манит всех девочек и мальчиков и настраивает на мысли совсем не об учебе.
Как организовать режим труда и отдыха для школьника?
Чтобы у ребёнка не возникало проблем с выполнением домашнего задания, родители следят за его режимом. В расписании второй половины дня желательно выделять время на отдых, прогулку и обучение. До обеда дети бывают в школе, после — едят, отдыхают некоторое время и садятся за уроки. Сделав их, можно пойти погулять или в гости.
Если по каким-то предметам возникают затруднения, их откладывают до прихода мамы и папы вечером с работы. Доделать их желательно сразу после ужина, в позднее время всем труднее сохранять спокойствие и концентрироваться. В семьях, которых принято садиться за домашнее задание по ночам, часто происходят конфликты.
Школьники, которые посещают дополнительные занятия и секции в свободное время, обычно стараются делать уроки заранее, потому что к вечеру на них не остается ни сил, ни желания. Стоит помнить, что слишком большое количество кружков или секций вредят молодому организму, заставляя постоянно находиться в напряжении и запоминать новую информацию.
Время для сна и отдыха должно тщательно оберегаться родителями, оно не менее важно для детского развития и благополучия, чем оценки в школе.
Необходимость личного пространства для учебы
Личное пространство помогает человеку почувствовать себя в безопасности, тишине и комфорте. Маленькому ребёнку важно иметь свою зону, в которой он будет отдыхать и играть. Подросшим девочкам и мальчикам требуется целая комната. В ней они не только слушают музыку, смотрят фильмы, читают книги, разговаривают по телефону и сидят в интернете, но и учатся.
Тишина, хорошее освещение, удобный стол и кресло, отсутствие других людей в непосредственной близости помогает сосредоточиться и работать в удобном темпе. Детям, растущим на ограниченном пространстве с братьями, сестрами и родителями, приходится тратить больше усилий и нервов для того чтобы решить задачу или выучить стихотворение.
Важно, чтобы пространство вокруг ребёнка было для него комфортным. Можно вместе с ним подобрать обои и краску для ремонта, выбрать мебель и шторы. Принимая участие в оформлении интерьера комнаты, дети чувствуют себя в ней как в собственном королевстве, защищенном от посторонних. Родителям, прежде чем вторгаться в детские владения, стоит стучать в дверь и не наводить там свои порядки.
Как ребёнку научиться абстрагироваться от окружающей обстановки?
Создание оптимальных условий для жизни и учебы ребёнка — естественное стремление каждого родителя. Взрослые люди отлично понимают важность уединения и личного пространства, ежедневно сталкиваясь с нарушением его границ в общественном транспорте, магазине или на работе.
Но в жизни не всегда поддерживаются идеальные условия. Ребёнок вырастает, поступает в университет, идет в армию, на работу. Он может оказаться в условиях общежития, государственной больницы или казармы. И там ему придется научиться абстрагироваться от отвлекающих факторов, не обращать внимания на посторонний шум, запахи или обстановку.
Учиться отвлекаться от окружающей среды можно с детства. Брать с собой книгу или учебник в парк, решать задачу в очереди в поликлинике: при наличии гаджетов это не проблема. При выполнении уроков не помешает тихая музыка на фоне. Люди, которым требуется абсолютная темнота и тишина для засыпания или работы, трудно приспосабливаются к окружающим условиям. Поэтому не стоит создавать идеальные условия, подобные вакууму, все хорошо в меру.