11.03.2021 Обновлено: 10.03.2021 393

Что такое акустико-мнестическая афазия, отличие от акустико-гностической?

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Филюк Александр Яковлевич

Под афазией врачи подразумевают полную либо частичную потерю речи, вызванную органическими местными поражениями коры больших полушарий мозга. Подобное состояние чаще всего провоцируется перенесенным инсультом, также среди возможных причин его развития находятся черепно-мозговая травма, доброкачественные и злокачественные опухоли. Афазия может быть разной степени тяжести. Существует несколько различных видов такого состояния. Один из них — это акустико-мнестическая афазия. Попробуем разобраться в особенностях такого нарушения чуть более подробно.

Что такое акустико-мнестическая афазия и как она проявляется?

Что такое акустико-мнестическая афазия и как она проявляется?

Данное расстройство речи возникает при нарушениях в работе коры второй височной извилины левого полушария. На сегодняшний день функции данного участка коры остаются малоизученными, но ученые пришли к однозначному выводу, что эти отделы тесно связаны со зрительным и слуховым анализатором, что и объясняет специфическую симптоматику, типичную для акустико-мнестической афазии.

При таком состоянии больной сохраняет относительную способность к речи, однако у него возникают нарушения слухоречевой памяти. Ему не удается повторить серию из трех-четырех слов, не связанных между собой по смыслу. Обычно пациенты отмечают, что не смогли запомнить всех слов, даже при повторении не удерживая правильной последовательности и/или не сохраняя нужного количества.

Подобное нарушение речи приводит к тому, что больной:

  • с трудом понимает длинные, многосложные высказывания;
  • не может указать на предмет, о котором идет речь;
  • с трудом ориентируется в разговоре с несколькими собеседниками;
  • неполноценно воспринимает музыку, фильмы, книги;
  • «отключается» при сложной речевой ситуации.

Акустико-мнестическая афазия также может проявляться так называемой оптической афазией, при которой больной с трудом может соотносить воспринятую на слух информацию со зрительным представлением о предмете разговора. В этой ситуации человек не может полностью понимать речь, распознавать смысл слов и воспринимать скрытый подтекст. Также возможно появление негрубых нарушений устной речи, в частности, появление вербальных парафазий, при которых нужное слово заменяется другим, близким к нему по звучанию или по смыслу.

Ученые обнаружили, что у пациентов, перенесших инсульт, возникновение афазии коррелирует с более обширными и серьезными неязыковыми когнитивными нарушениями. Это подтверждают результаты исследования китайских ученых (Department of Neurology, Beijing Tiantan Hospital, China), опубликованные в 2020 году.

В чем отличие от акустико-гностической афазии?

Такая афазия также носит наименование сенсорной, она развивается вследствие повреждения верхней височной извилины. Ее характерное проявление — невозможность воспринимать и понимать речь окружающих на слух. При этом больной теряет способность различать:

  • интонации;
  • различные неречевые звуки (шум дождя, скрип двери и пр.);
  • тембр голоса.

Также для такой афазии характерно возникновение грубых нарушений письменной речи и развитие акалькуляции — невозможности считать. В то же время чтение остается самой сохранной функцией.

Какие существуют способы коррекции акустико-мнестической афазии?

Какие существуют способы коррекции акустико-мнестической афазии?

На сегодняшний день терапия акустико-мнестической афазии направлена на укрепление слухоречевой памяти путем расширения слухового восприятия. Для достижения положительного результата врачи рекомендуют регулярно выполнять следующие упражнения:

  • демонстрировать предметы (настоящие и на картинках), называя их по два, три, четыре вместе;
  • демонстрировать, проговаривая, части тела;
  • выполнять действия в соответствии с устной инструкцией, состоящей из 2-3 цепочек;
  • отвечать на развернутые вопросы, которые становятся все более сложными по синтаксической структуре;
  • отвечать на вопросы о содержании после прослушивания нескольких предложений;
  • писать под диктовку с постепенным нарастанием уровня сложности;
  • читать, воссоздавая затем содержание прочитанного;
  • заучивать цепочки слов, отдельные предложения, тексты и стихи;
  • читать тексты, а спустя некоторое время пересказ