Если кажется, что кожа не получает всего, что ей необходимо, возникает соблазн перейти на профессиональную косметику. Она недоступна широкому потребителю, и купить ее можно только у врача-косметолога или у авторизованных розничных продавцов. Но действительно ли такая продукция эффективнее обычной, и стоит ли она своих денег? Правду рассказывают эксперты.
Медицинский уход за кожей: что это
На российском рынке представлено огромное количество уходовой косметики. Есть выбор на любой вкус и кошелек. Какая-то продукция пользуется большим спросом, а какая-то — меньшим, но почти все варианты имеют положительные отзывы в Сети.
Условно все косметические средства можно разделить на три большие категории:
- Масс-маркет. Продукция, которая свободно реализуется в магазинах.
- Аптечная косметика. Ее место «локализации» — аптека. Считается, что к ней выше требования, чем к продукции масс-маркет, а потому она приоритетнее его.
- Профессиональная косметика. Ее используют в своей работе врачи-косметологи и дерматологи. Это продукция, предназначенная для проведения косметологических процедур (например, химических пилингов) или для поддержания результатов, достигнутых в кабинете косметолога. Но есть среди этой продукции и отдельная линия — профессиональная косметика для домашнего применения. Она призвана усилить эффект салонных процедур. Купить ее можно только у врача. И именно такую косметику называют медицинским уходом за кожей.
Преимущества медицинского ухода
Рекламируемая дерматологами и косметологами профессиональная косметика, или как ее еще называют — клиническая, позиционируется как более мощные и насыщенные полезными ингредиентами средства.
Ее состав может быть схожим с продукцией из масса-маркета — содержать ту же гиалуроновую кислоту, пептиды, химические кислоты и другие вещества. Но принципиальное отличие — в их концентрации. Врачи отмечают, что содержание «полезностей» в таких препаратах значительно превышает дозировки обычных средств. И именно в этом их уникальность.
Если посмотреть на этикетку продукции масс-маркет, редко можно увидеть процент ввода ключевых ингредиентов. О содержании кислот или гиалуроновой кислоты «кричит» упаковка, но в каком количестве данные ингредиенты присутствуют в продукте, нигде не указано. Если в списке ингредиентов они значатся ближе к концу, скорее всего, их концентрация ничтожна.
В клинической косметике активные ингредиенты часто имеют прописанные дозировки. Это позволяет не экспериментировать ради достижения желаемого эффекта, а точно получить тот результат, который требуется. Ведь химический пилинг с содержанием гликолевой кислоты 3% и с концентрацией 10% будет работать не одинаково.
Еще одно принципиальное отличие профессиональной косметики в том, что ее ингредиенты способны проникать глубже в кожу. По этой причине они якобы не доступны обычному потребителю, а требуют рекомендации или рецепта врача.
Все перечисленное наводит на мысль, что клиническая косметика действительно лучше и эффективнее масс-маркета. Но на деле оказывается, что все не так просто!
Клиническая косметика: то, чего вы не знали
«Низкий уровень доступности определенной косметики и возможность приобрести ее только у врача или у авторизованного розничного продавца, могут создать впечатление, что эта косметика лучше и эффективнее обычных безрецептурных препаратов. Не удивительно, что она стоит дороже, — рассказывает специалист по косметике, разработчик медицинского ухода за кожей Эстер Олу. — Но дело в том, что сегодня любой бренд может назвать себя medical grade (медицинский уход), и ничего после этого не случится. У нас есть лекарства и косметика, и никакого промежуточного звена между ними».
Медицинский уход — это не регламентированный термин. Поэтому нет отраслевых стандартов, которые бы заставляли производителей косметики соответствовать каким-то четким требованиям.
«Клиническая косметика по-прежнему относится к категории косметики, а значит, не может претендовать на большее, чем аптечная продукция, — объясняет врач-дерматолог Эган Чан. — Хотя существуют определенные правила, которым должны следовать производители такой косметики, эти продукты не обязаны получать одобрение FDA и других контролирующих органов, так как они не лекарства».
На территории России парфюмерно-косметическая продукция должна иметь либо свидетельство о государственной регистрации косметики либо декларацию о соответствии. Если речь идет о лекарствах, то они регистрируются как лекарственные препараты и к ним предъявляются другие требования.
Эффективность медицинского ухода
Одна из главных причин, по которой потребители обращаются к медицинскому уходу, — эффективность продукции. Но именно этот параметр не всегда гарантируется производителем.
Хотя бренды косметики и заявляют, что концентрация активных ингредиентов в их средствах выше, чем у продукции масс-маркет, верхний предел дозировок строго регламентируется на законодательном уровне.
«Как только концентрация определенных веществ в средствах будет выше регламентированной, косметика перейдет в категорию лекарств, — рассказывает эксперт Эстер Олу. — Поэтому производители клинической косметики добавляют в состав своих средств ингредиенты, которые не обязательно являются эффективными, но выгодными с точки зрения маркетинга».
А благодаря тому, что закон не требует никаких клинических испытаний или исследований для подтверждения эффективности маркетинговых заявлений, эффективность медицинского ухода за кожей у разных брендов отличается.
«Одно из самых больших заблуждений, когда речь идет о медицинском уходе за кожей, заключается в том, что профессиональная косметика является медицинским препаратом, — рассказывает эксперт Эстер Олу. — Во многих случаях бренды медицинского ухода за кожей используют те же концентрации активных ингредиентов и принципы доставки активных веществ в кожу, что и производители обычной косметики».
Таким образом, становится понятно, что будет ли работать профессиональная косметика определенного бренда, зависит от ее рецептуры и того, проводит ли производитель клинические исследования, чтобы подтвердить свои заявления об эффективности средств.
Стоит ли переплачивать за клиническую косметику
По мнению большинства экспертов, насколько хорошо работает определенный продукт, не зависит от того, называется он медицинским уходом за кожей или косметикой масс-маркет. Решающую роль играет рецептура средства и возможности его ингредиентов.
Врач-дерматолог Эган Чан советует к выбору профессиональной косметики подходить ответственно и не обманываться, читая рекламные заявления маркетологов: «То, что продукт доступен для продажи только в кабинете врача, не обязательно означает, что он более качественный или более эффективен, чем средства, представленные в обычном магазине».
«Но в то же время, если продукт прошел клинические испытания, имеет хороший протокол тестирования, а их результаты не подделаны и не искажены, это говорит в пользу данной продукции», — добавляет эксперт Эстер Олу.
При выборе косметики рационально найти то, что подходит именно вам, и от чего вы видите результат. А к какому сегменту косметики средство будет относиться — не так уж важно.