При обдумывании вопроса, отдавать ли дочку или сына в садик, некоторые родители ориентируются на собственный (подчас неблагоприятный) опыт. Однако, если в вашем детстве имели место ощущения брошенности, одиночества или даже унижения, или напротив — вам фантастически повезло и ваши теплые отношения как с друзьями, так и воспитательницей продолжаются по сей день, — не стоит переносить свой личный опыт из прошлого.
Для решения вопроса, отдавать ли ребёнка в детский сад, следует обдумать все «за» и «против» без эмоций, взвешенно и сознательно — тщательно подсчитывая все плюсы и минусы.
Ребёнок дома
Домашнее воспитание имеет несомненный плюс в том, что ребёнок имеет возможность развиваться в удобном для него ритме — что дает высокие результаты. Правда, здесь нужно указать сразу несколько «но» и, в первую очередь, — родители очень четко и дисциплинированно должны создавать динамично меняющиеся условия для ребёнка. Если они не знают, как правильно подобрать мебель для малыша, сколько физической нагрузки ему положено по возрасту и как распределить калории в течение дня, какие упражнения будут наиболее полезны — домашнее образование будет страдать, а, меж тем, в детском садике ответы на эти вопросы давно получены и уход за ребёнком отшлифован многолетним опытом.
Дома можно поспать столько, сколько захочется ребёнку и его родителям и только тогда можно приступать к занятиям — однако это требует изрядной дисциплинированности, как от мамы с папой, так и от чада.
То же касается и игрушек и питания — никто лучше мамы не знает, что любит ее ребёнок, особенно если у ребёнка есть необходимость придерживаться особого рода диеты, например. Но это правило работает при условии, что мама понимает, что именно необходимо ее подросшему ребёнку.
Дома безопаснее с точки зрения частых вспышек ОРЗ — однако педиатры рассматривают эпизодически перенесенные вирусные инфекции в качестве отличного «тренажера» иммунной системы.
Еще один, пожалуй, весомый плюс в поддержку домашнего образования — дома ребёнку не скажут ничего плохого и не научат плохому, как иногда это происходит в садике, если воспитательница устала. Подчеркнем, опасаться стоит именно влияния взрослого, а не детей — в раннем возрасте социализация личности происходит именно в общении с взрослыми, ребёнок перенимает их эмоциональные реакции, слова, способ выстраивания отношений. Грубое или неосторожное слово, брошенное малышу, может очень глубоко его ранить. Для того чтобы это предотвратить, необходимо очень хорошо познакомиться с персоналом детского садика заранее.
Итак, если родители приняли решение заниматься воспитанием ребёнка исключительно в домашних условиях, они должны четко осознавать, что отныне ответственность за всестороннее развитие лежит на них, и что взрослому придется «поработать» не только учителем, воспитателем, но и медсестрой и психологом.
Калачикова Екатерина, детский психолог, ГБДОУ № 51, г. Санкт-Петербург
Детский сад, как место «передержки» ребёнка, для многих родителей утратил свою актуальность. Много возможностей, много альтернатив заставляют задуматься, а зачем вообще ребёнку ходить в сад. Зачем терпеть и мучиться, привыкая к правилам «для всех»? Зачем есть непривычную еду и самому объясняться с чужими маленькими и большими людьми? Ведь мама-то с папой понимают с полуслова, а иногда и без слов. Да еще этот «общественный» туалет, куда детей частенько сгоняют централизовано перед прогулкой и тихим часом, не соблюдая никакой интимности.
Все эти «ужасы» особенно бросаются в глаза, когда мама впервые приводит малыша в сад. Однако, стоит только бережно, не форсируя события, помочь малышу привыкнуть к этой новой общественной жизни, и станет понятно, насколько много садик может дать дошколенку. И, в первую очередь, это, конечно, общение — первый Лучший Друг (а может и целая компания друзей), о котором ребёнок будет помнить всю жизнь, и с которым можно в саду играть много-премного и все никак не наиграться. Общение — это и умение быть в команде, когда играешь в спортивные и подвижные игры на занятиях или на прогулке; умение самому о чем-то договариваться с детьми и с взрослыми.
Ребёнок в детском саду
Ребёнок, который пошел в детский сад, сталкивается с абсолютно новыми для себя задачами: отныне он не только знакомится и играет с ровесниками, он должен научиться взаимодействовать в группе малышей, а также слышать и соблюдать указания старших. Самый интересный момент — ему следует научиться подчиняться и, одновременно, научиться отстаивать свои интересы, при этом суметь отличить одну ситуацию от другой.
Не секрет, часто бывает, когда ребёнок в считанные дни приобретает какой-то навык (одеться, кушать ложкой, ходить на горшок), над которым дома безуспешно и длительно мучились родители — в садике все задачи ставятся немного под другим углом.
Если дома царит благоприятная атмосфера, а садик хороший, адаптация может занять полторы-две недели. Следует отметить, что родителю нужно приготовиться: ребёнок может заболеть в тот период адаптации или «откатиться» в интеллектуальном развитии далеко назад.
Поможем ребёнку освоиться в садике!
Приведем важные правила для смягчения и ускорения периода адаптации:
- Узнайте режим детского сада и задолго до начала его посещения постарайтесь внедрить его в режим ребёнка. Придерживайтесь его и в выходные дни!
- Познакомьтесь с персоналом садика заранее. Понаблюдайте, как воспитательница взаимодействует с детьми, бегут ли к ней дети, обнимают ли ее или несут ей что-то показать, сразу ли она включается в какую-то деятельность.
- У родителей с воспитательницей должен наладиться хороший контакт — обязательно должна существовать обратная связь! Оставьте свой номер телефона и предупредите, что воспитатель может позвонить в любое время, если возникнут какие-то вопросы.
- Для начала неплохо приходить в детский садик во время прогулки малышей — пусть это место будет уже знакомо малышу! Хорошо, если при маме малыш познакомится с другими детками, с воспитательницей. Если первое время ребёнок не захочет вовсе отходить от мамы — это нормально. Дайте ребёнку время и уверенность, что мама рядом и в любой момент может отвести его домой.
- У ребёнка должен проявиться интерес, что же происходит внутри садика. Прогуляйтесь с ним по комнатам, ребёнок может увидеть коляски-игрушки и у него проснется собственное желание вернуться сюда снова. На это у разных детей уходит разное количество времени — у кого-то месяц, а у кого-то и три…
- Первые дни посещения садика вы имеете право находиться вместе с ребёнком и посещать с ним детские развивающие занятия.
- В первый раз не следует оставлять ребёнка более чем на несколько часов — два или три. Самый главный детский страх этого периода — боязнь остаться одному. Расставаясь, не забудьте напомнить, что вы непременно вернетесь и очень его любите.
- Однако уходите быстро и легко: ваше обеспокоенное лицо и длительные проводы могут вызывать у ребёнка не просто тревогу, а настоящую панику!
- Даже если вас не оставляют какие-то опасения, не показывайте вида.
- Во время периода адаптации не следует проводить какие-то плановые медицинские обследования, посещение стоматолога или прививки.
- Важно, крайне важно, чтобы ребёнок чувствовал — его ведут в садик не потому, что родители хотят от него «избавиться», а потому что для ребёнка там интереснее и веселее.
- Признаками оптимальной адаптации будут служить хорошее настроение ребёнка, его позитивно окрашенные рассказы о занятиях в саду.
- Иногда встречаются дети совсем не «садиковского» склада — например, ребёнок с ослабленной нервной системой, которые никак не могут приспособиться под общий режим функционирования детского сада. В таком случае, вопрос дальнейшего пребывания в саду можно и нужно обсудить с педиатром, неврологом и психологом.
- Есть детки, у которых имеется искаженная привязанность к маме — они ни много ни мало впадают в истерику каждый раз, когда мама уходит из поля зрения. Конечно, такая ситуация также требует вмешательства психолога.
- Иногда родители продолжают оставлять такого малыша в садике, несмотря на его рыдания и частые болезни, надеясь, что он привыкнет. Малыш в определенный момент перестает рыдать, но может уйти «в себя» и вообще перестать замечать, что мама за ним пришла. Эта ситуация, обозначенная специалистами как ломка, тем более требует консультации психолога.
А как вы считаете, стоит ли отдавать маленького ребёнка в детский сад или ему полезнее будет расти в домашних условиях? Давайте обсудим это на форуме!
Калачикова Екатерина, детский психолог, ГБДОУ № 51, г. Санкт-Петербург
Именно в саду многие современные детки получают богатый опыт самостоятельности: глядя на одногруппников, натягивающих шапки и завязывающих шнурки, больше шансов с энтузиазмом тоже взяться за дело. Дома мама и бабушка пожалеют и сами оденут-разденут, напомнят, где бросил вещи, и когда нужно помыть руки. Вот так ребята и начинают понимать, как много всего они уже могут и умеют сами.
Есть и еще один существенный плюс садика в современном мире. В садике вместо планшетов и телевизоров живые люди и настоящие занятия — рисование, шахматы, танцы, подготовка к школе, театральное мастерство и многое-многое другое. И тут ребята каждый день получают свой первый шанс — почувствовать себя артистом на сцене, выступая на детском утреннике, или юным художником, участвуя в конкурсе со своим рисунком. А в какой восторг приводят детей праздники и занятия, в которых, наравне с детьми, участвуют родители! Например, «Папа, мама, я — спортивная семья!» И как много дают своим детям родители, которые принимают активное участие в «садиковской» жизни. Ведь бывает и так, что, сплотившись за 2-3 года, вся группа в полном составе переходит в первый класс школы. Насколько легче в этом случае адаптироваться ребятам к новой школьной жизни.
В общем, садик — это и понимание, что бывает «хочу», а бывает «надо» (в школе это желательно уже знать и учитывать); и первые шаги в умении сочувствовать, помогать, сопереживать, учитывать интересы других, но суметь отстоять и свои, когда это необходимо. Садик — это «много чужих игрушек», как говорят сами ребята, а значит и умение играть вместе, делиться и создавать что-то сообща. Садик — это первый шаг в социуме и подготовительная ступенька к испытанию школой. Удалось устроиться в садике поудобнее? Так, чтобы было приятно и интересно? Так, чтобы можно было иногда устраивать себе дополнительный выходной на неделе, а иногда уходить сразу после обеда? Так, чтобы после каникул и выходных, хотелось бежать в садик, чтобы показать лучшему другу новую игрушку, а воспитательнице Марии Ивановне подарить свой рисунок? Тогда в школе (да и вообще в жизни) у тебя уже будут знания и умения, как соблюдать правила общественной жизни и чувствовать себя при этом комфортно и счастливо!