Фигурки из пластилина, аппликации, рисунки, стихи — все это творчество ребёнка, через которое он выражает свое отношение к окружающему миру. Некоторые взрослые не склонны всерьез воспринимать его, считая баловством, но данное утверждение ошибочно. Незамысловатые, на первый взгляд, рисунки и поделки открывают людям особенности развития детской психики.
Творчество в жизни ребёнка
Маленькие дети начинают рисовать достаточно рано. Рисунок двухлетнего ребёнка представляет собой разноцветные линии, невнятные каракули, фигуры, напоминающие людей и животных. Это первые образцы детского изобразительного творчества. В возрасте 5-6 лет дети рисуют уже более осмысленные образы, например, портреты родителей или героев мультфильмов.
Даже если ребёнок не становится со временем художником или дизайнером, творчество все равно имеет большое значение для его развития. Рисование и лепка из пластилина помогают развивать мелкую моторику, и в целом учат мыслить логически. Первые рисунки, аппликации или стихи ребёнка являются отражением его впечатлений и внутреннего мира.
Отличие творчества детей от взрослых произведений искусства заключается в его естественности и свободе от условностей. Дошкольник или младший школьник еще не знаком с историей изобразительного искусства или скульптуры, но он уже способен создавать свои художественные образы. Задача взрослых — вовремя разглядеть талант ребёнка и развивать его. Без должного развития творческие способности детей постепенно угасают, и во взрослом возрасте могут возникнуть трудности с их реализацией.
Но если родители и педагоги достаточно внимательны к изобразительному, драматическому или музыкальному творчеству детей, то у ребёнка гораздо больше шансов оставить свой след в искусстве. Даже если он в будущем не посвящает искусству свою жизнь, способность творить может проявиться и в других сферах. Например, навыки актерского мастерства могут пригодиться для успешных продаж, сферы PR или маркетинга. А способности к рисованию помогут стать востребованным дизайнером или модельером.
Детские таланты — это отнюдь не блажь, как кажется некоторым взрослым. Детское творчество так же важно для внутреннего мира детей, как чтение, письмо или спортивные занятия.
Раскрытие особенностей психики ребёнка через рисунок
Рисование — это наиболее популярная форма детского творчества, которая позволяет понять, что чувствуют даже те дети, которые еще не умеют выражать свои чувства словами. Не случайно детские психологи на первом занятии просят детей нарисовать свои ощущения. Рисунки можно расшифровать и понять, как детская психика реагирует на окружающий мир.
Цветовая диагностика применяется в некоторых методиках в основном у детей подросткового и старшего возраста. У малышей диагностирование психо-эмоционального статуса на основе предпочтения цветов крайне затруднено, особенно, если речь идет не о разработанных и неоднократно апробированных тестах в комплексном обследовании, а об интерпретации единичного рисунка.
Черный цвет, предпочитаемый некоторыми детьми и вызывающий тревогу у родителей, ребёнок может выбирать не из-за угнетенного состояния, а по простой причине его контрастности на белом фоне, что соответствует особенностям детского зрения.
Интерпретация детских рисунков в методиках психологов всегда базируется не только на факте нарисованного, но и на наблюдении за процессом и беседе с ребёнком по итогам. Имеет значение сюжет, динамика развития рисунка, рассказ ребёнка.
Тем не менее, данные критерии не являются однозначными, и предпочтение определенного цвета может не являться точной характеристикой душевного состояния ребёнка. Он может выбирать тот или иной цвет, потому что он помогает прорисовывать контур или наиболее удобен. Ребёнок может любить определенный цвет и по другим причинам, а не потому что ему грустно или он нуждается в защите своей точки зрения.
Что действительно может означать, что психика ребёнка находится под негативным воздействием, так это длительное предпочтение одного цвета, внезапное изменение характера рисунков, искажение форм тела, если ранее они соответствовали условным нормам возрастного восприятия и т. д. Все результаты следует анализировать в зависимости от отдельных применяемых методик.
Образы, которые рисует ребёнок, говорят о состоянии его души гораздо больше, чем цвета. Например, если он наотрез отказывается рисовать кого-либо из членов семьи, это может означать серьезный конфликт именно с ним. Тучи и дождь над родителями могут указывать на семейные ссоры. Если ребёнок рисует войну или другие трагические события, то это может указывать на высокую впечатлительность (влияние ТВ, компьютерных игр или кино) или воспоминания о боевых действиях.
Разумеется, одного рисунка недостаточно, чтобы получить полную картину душевного состояния ребёнка. Для этого психологи используют на занятиях с детьми ряд других техник.
Значение детского творчества для гармоничного развития
Искусство является неотъемлемой частью личностного развития и воспитания человека. Художественные образы, запечатленные на картинах, в книгах, стихотворениях, дают людям представление о культуре их страны и мира. Детское творчество помогает ребёнку не только выразить себя и свой внутренний мир, но и способствует успешной реабилитации при заболеваниях или ограниченных возможностях. Занятия любыми видами искусства способны улучшить состояние детей, испытывающих проблемы с душевным или психическим здоровьем. А для здоровых детей искусство является способом выразить свои чувства — радость или грусть, беспокойство или умиротворение.
Изобразительное искусство также помогает детям поделиться впечатлениями о прочитанных книгах, просмотренных мультфильмах или кинофильмах. С помощью театра ребёнок чувствует внутренний мир любимого персонажа, что позволяет ему быть более уверенным во время публичного выступления. Сочинение музыки, стихов или рассказов также позволяет поделиться с окружающими частичкой внутреннего мира.
Даже если ребёнок не планирует в будущем заниматься каким-либо видом искусства, ему пригодятся навыки, полученные в в детстве. В целом, возможность творить благотворно влияет на психическое и физическое состояние человека.