Дружба по праву является важнейшей составляющей счастливой жизни каждого человека независимо от пола, возраста и религии. Без настоящих друзей мир кажется пустым, скучным и блеклым, и с этим трудно не согласиться, ведь проводить свободное время в одиночестве — не самое приятное занятие. Друг не оставит в беде, поможет разобраться с самой сложной ситуацией, порадуется победам и, конечно же, поддержит в трудную минуту словом или делом.
Хорошими друзьями обзаводятся в разных жизненных сферах: на школьной скамье, за партами высших учебных заведений, на отдыхе, в кафе, в стенах офиса и прочих предприятий, в которых люди проводят большую часть суток. Многие уверены, что последний вариант не несет в себе ничего хорошего, считается, что дружба с коллегами или начальством имеет массу подводных камней, которые могут стать причиной потери работы, снижения заработной платы и осуждением коллег. Так ли это на самом деле? Стоит ли разменивать деловые отношения на дружбу? И чем она может закончиться? MedAboutMe расскажет обо всем как можно подробно!
Деловые отношения или дружба?
По сей день между психологами и людьми, трудящимися в этой сфере, не утихают споры по вопросу дружбы на работе. Некоторые из них утверждают, что дружеские отношения между коллегами имеют ряд преимуществ в виде сплоченности коллектива, спокойной обстановки, ускоренного производственного процесса и, наконец, качественного выполнения работы. Другие заявляют, что дружба с коллегами сулит неприятностями разного рода. Каждый имеет свою точку зрения, и признать чье-то мнение верным или неверным нельзя. Жизнь — непредсказуемая штука, от нее можно ожидать чего угодно, поэтому слепо верить стереотипам просто глупо. Важнее полагаться на свою собственную точку зрения и интуицию, и следовать им семимильными осторожными шажками.
Почему возникает дружба на работе? Ответ на этот вопрос кроется в загруженности. Большинство людей отдают львиную долю времени любимой работе, пренебрегая правильным питанием, активным образом жизни, сном и семьей. Некоторые и вовсе посвящают построению карьеры все свободное время, отправляясь домой после полуночи. При таком жизненном ритме ни о какой дружбе вне стен офиса и быть не может. Соответственно, своих приятелей и соратников они подсознательно ищут в окружении своих коллег. Порой это приносит пользу, ведь у человека, постоянно пропадающего на работе, появляется верный товарищ, который поможет выполнить предстоящую и сложную работу. Та же ситуация может повернуться иным образом, человек, доверяя новоиспеченному другу, взваливает на свои плечу кучу проблем, не желая отказывать в просьбе и допускать разрыва отношений.
Руководители крупных предприятий к дружбе между коллегами относятся весьма скептично. Они уверены, что дружеские отношения и рабочее место — несовместимые понятия. Друзья, трудящиеся в стенах одного офиса, будут несколько притормаживать рабочий процесс болтовней, частыми перекурами и походами с соседний зал на чашечку кофе, неожиданно возникшими спорами, решение которых обязательно ведется на глазах у сотрудников и начальства. В общем, все перечисленные действия способствуют нарушению слаженной работы всего коллектива. И скорее всего, одному из друзей (а возможно и двоим) придется уволиться. По собственному желанию или по приказу за систематические нарушения — решит начальство, которому рано или поздно наскучат наблюдения за вечно отвлекающимися от важной работы друзьями.
Дружба с начальством: плюсы и минусы
Все люди воспринимают руководителей как грозных личностей, не способных дружить и, уж тем более, поддерживать приятельские отношения с коллегами ниже по статусу. Но все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Неравная «связь» между шефом и обычными менеджерами и другими офисными работниками вполне возможна. Как и в любом другом случае, подобные отношения имеют и преимущества, и недостатки. К первым можно отнести быстрое решение вопросов, ответы на которые остальные подчиненные ждут, простаивая часами в длинной очереди; осведомленность об изменениях и новых проектах; возможность взять отгул, не оправдываясь и не выдумывая причин. Нельзя не отметить вероятность повышения заработной платы, ведь настоящий друг не оставит в беде, возможность поспать часок-другой после бурной вечеринки, опоздать на работу и не получить за нарушение выговор или штраф.
Минусов у дружбы с начальством ничуть не меньше. В первую очередь, это осуждение коллегами за спиной и постоянные сплетни. Даже если человек добился невероятных высот в работе, завоевав место заместителя и хорошую зарплату, коллеги будут расценивать все это как плоды дружеских отношений с шефом. Кроме того, на нем будет висеть груз ответственности, особенно если начальник пользуется дружбой в корыстных целях. Усмотреть подобный интерес нереально, как и поверить в то, что друг-начальник способен на такой шаг. А в итоге — дополнительная работа и потеря свободного времени, которое можно было бы посвятить любимой семье или хобби. Кстати, и с зарплатой может произойти неприятный форс-мажор, особенно если компания терпит финансовый кризис. Так, стоит ли рисковать и заводить дружбу с шефом?
Дружба на работе между мужчиной и женщиной
Особое внимание следует уделить дружеским отношениям между мужчиной и женщиной в рабочей среде. В большинстве своем, дружбы между разнополыми коллегами не наблюдается, как правило, посиделки за чашкой кофе, волнующие беседы и конфеты, с высокой периодичностью появляющиеся на рабочем столе, заканчиваются бурным интимом (нередко в стенах офиса) или служебным романом, не всегда имеющим позитивный конец. Однако бывают и исключения. Среди мужчин и женщин, объединенных профессиональными навыками и знаниями, и негативно относящихся с романтическим отношениям на работе, дружба возможна. Хотя и в этом случае возникает вопрос, относятся ли рабочие доверительные отношения к понятию «дружба»? Наверное, нет, такие отношения можно причислить к термину «приятельство».
Так, все-таки, стоит ли заводить дружбу на рабочем месте? Сложно ответить на этот вопрос, все зависит от самих друзей и коллектива, в котором они пребывают. Но в целом, в дружбе в стенах офиса нет ничего предосудительного, главное, прощупать обстановку, определить границы и соблюдать субординацию. Только в этом случае человек сможет добиться небывалых высот в работе, не теряя при этом близких друзей.
Юлия Киселева, психолог, социальный педагог (г. Челябинск)
Как показывает практика, дружба между коллегами или подчиненными и начальством чаще всего имеет позитивный фон, но никто не убережен от трагических ситуаций, которые внезапно происходят с людьми. Дружба в деловой среде несет в себе риски, снизить влияние которых, поможет соблюдение определенных границ и субординации. Такой подход создает в коллективе добрую и товарищескую обстановку, люди чувствуют себя одним целым, соответственно, добиваются поставленных целей и успехов в рабочей среде.
В редких случаях дружба между коллегами порождает конфликт, когда начальник или его подчиненный не может указать на ошибку другого, боясь обидеть или намекнуть на дилетантство, в результате ситуация выходит из под контроля, а постичь высокой эффективности работы в такой обстановке невозможно.
Нельзя не отметить случаи, когда подчиненный-друг пользуется своим положением, зная, что начальник не сделает выговор за халатное отношение к работе. Последствия таких действий печальны: плохая дисциплина, систематические нарушения и опоздания, срывы дедлайнов. Исключить такую ситуацию несложно, принимая на работу друга, необходимо разграничить дружеские и служебные отношения раз и навсегда.