По данным журнала Forbes, из 500 богатейших людей планеты более трети не имеют университетских дипломов. Доходы образованных миллионеров, как сообщается в журнале, ниже чем заработки коллег, не получивших престижного документа об образовании.
Что же важнее: IQ или EQ? В чем их принципиальное отличие для развития ребёнка и что именно нужно предпринять родителям, чтобы эмоциональный интеллект детей развивался, обеспечивая им в будущем комфортное обучение и общение, разбираемся вместе на MedAboutMe.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей
Силу эмоций чувствуют все, но что люди знают о них? Спрятавшись среди ста миллиардов нейронов головного мозга, эмоции составляют важную часть интеллекта. Эмоционального интеллекта, который ученые называют «ключом» к гармоничной жизни и успешной карьере.
Все наши действия, так или иначе, связаны с эмоциями. Концепция эмоционального интеллекта разрабатывается многими учеными XX века и я почти двадцать лет занимаюсь его исследованием с тех пор, как прочел об этом книгу Дэниела Гоулмана.
Убежден, что жить «на автопилоте» нельзя. Хотя многие люди так и делают, выстраивая цепочку: работа — продвижение по службе — больше денег — семья — успешные дети. Так продолжается всю жизнь. Люди механически выполняют действия, не задумываясь о природе своих поступков. Подобный образ жизни приводит к эмоциональному разочарованию.
Надо обязательно оценивать собственное поведение, задавая именно себе вопросы: Что и почему я делаю? Для чего мне это нужно? Чем я пожертвовал, добиваясь всего?
Для саморефлексии не обязательны университетские знания. Каждый человек может помочь себе сам. Это не просто концепция, а практический инструмент, который с успехом используется ведущими мировыми компаниями, например Google.
Известные психологи Питер Саловей и Джон Мейер определили эмоциональный интеллект как совокупность нескольких навыков:
- точная оценка эмоций других людей и такая же точность в способе выразить собственные;
- умение управлять эмоциями для эффективного решения проблем;
- способность осознавать, классифицировать и развивать эмоции для правильного построения взаимоотношений;
- использование информативности эмоций для управления и своими, и чужими эмоциями.
Эмоциональный интеллект необходим для социализации ребёнка в обществе, в окружающем его социуме. К сожалению, школа не учит ребёнка социальному поведению, как правильно малышу выразить свои эмоции в отношении сверстников и взрослых, как рассказать о своих чувствах, переживаниях, обидах, тревогах, как мотивировать себя на изучение трудных предметов.
В Нидерландах, например, большое значение придается эмоциональному интеллекту ребёнка. В голландском обществе ты должен быть успешен социально, а для этого не обязательно быть умным.
Именно поэтому в начальных и средних голландских школах преподаватели направляют некоторых учеников на прохождение тестов по социальной адаптации и уровню эмоционального интеллекта. Малыши обучаются навыкам решать конфликтные ситуации, эмпатии по отношению к окружающим, контролировать свои чувства: проявление радости, гнева, обиды, любопытства, выражению гордости за свои достижения и победы.
Думаю, педагогам в российской школе имеет смысл обратить внимание на эту проблему и уделять больше внимание развитию эмоционального интеллекта школьников, чтобы в дальнейшем их жизненные успехи измерялись бы не только количеством победителей научных олимпиад, но и крепкой дружбой, ощущением счастья от каждого прожитого дня, умением найти общий язык со сверстниками, коллегами, соседями, друзьями.
Зачем людям нужен эмоциональный интеллект? Для того чтобы намерения превращались в действия, но не импульсивные, а осознанные и обоснованные.
Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект? Для успешного общения с другими людьми, налаживания продуктивных связей, воспитания детей, преодоления трудностей и снятия стресса, распознавания эмоционального состояния других людей.
В психиатрии есть, характеризующий доминирующий тип матери, не интересующейся потребностями других людей — «шизофреногенная». Ребёнку вербально будет дано разрешение на действие («Можешь погулять!»), но невербальная форма (жесты и мимика) говорят о другом («Стой и никуда не уходи!»).
Следовательно, у малыша не будет понимания социальных норм, он будет пассивно ждать указов, а его психоэмоциональное состояние будет холодным, несчастным.
Тоже самое произойдет с ребёнком и в школе без участия эмоций в образовательном процессе. Ученик не сможет обучиться и понять многие вещи. Литературу, изобразительное искусство преподавать станет бессмысленно, поскольку они направлены на работу с эмоциями — это их главная задача.
Л.С. Выготский утверждал, что «Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога». Эмоции позволяют побуждать ученика к образованию, устанавливать контакты, понимать себя и других, транслировать собственные переживания.
Таким образом, эмоции являются важнейшим психическим процессом, которые необходимы для образования и становления человека как личности, а также для яркой и счастливой жизни.
Что важнее для ребёнка: IQ или EQ?
Билл Гейтс, создавший крупнейшую корпорацию, оставил гарвардский университет после второго курса. В штате его компании половина сотрудников без диплома, но они отличаются креативными способностями и умением работать в команде. Значит ли это, что учиться не стоит? Ни в коем случае, утверждают педагоги и психологи. Необходимо, наряду с получением знаний, выработать свой стиль справляться с трудными ситуациями в жизни. Развитие эмоционального интеллекта помогает научиться так управлять собственными эмоциями, чтобы они не вредили другим людям.
Эмоции — это часть человеческой жизни, но в нашем социально-культурном пространстве нет понимания, что культуре эмоций следует обучать с детства точно так же, как культуре физического тела.
Родители приучают детей мыть руки и чистить зубы, но об эмоциональной чистоте не задумываются. С одной стороны — это закономерно, если сами родители не владеют такими навыками и не видят в этом потребности.
Однако по данным Национального Медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, в состоянии здоровья школьников проявились существенные негативные тенденции, одной из которых является хронический стресс.
Среди доминирующих нарушений отмечаются функциональные отклонения в работе нервной системы и психической сферы.
Наиболее частые проявления эмоциональных нарушений у детей:
- общая тревожность ребёнка;
- эмоциональная истощенность;
- агрессия;
- проблемы в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Хочется верить, что родители будут серьезнее относиться к состоянию эмоциональной сферы детей и подростков. Отсутствие эмоциональной культуры разрушает не только здоровье, но, в итоге, мешает успешности в жизни.
Поэтому так важна грамотная работа с эмоциями детей в школе. Ведь там ребёнок встречается с полным спектром эмоций — от радости и воодушевления до разочарования и гнева.
Желательно, чтобы учителя помогали детям справляться с негативными эмоциями, не подавляли их в себе, не вымещая на окружающих. Даже избыточные позитивные эмоции требуют приведения их в гармоничное русло.
Вот почему Организация Объединенных Наций совместно с Международным Фондом по работе с дыханием открыла специальную программу «Дыхание в школах». Небольшими дыхательными упражнениями буквально за 10-20 секунд (!) можно нормализовать эмоциональное состояние человека — и взрослого, и ребёнка. Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении тела (стоя, сидя, лежа, в ходьбе), в любой обстановке — в классе, в холле, на улице, применять для группы детей или для одного ребёнка. Учителя благодаря этим упражнениям также улучшат свое эмоциональное и физическое состояние. Если навыкам грамотной работы с дыханием для управления эмоциями обучить еще и родителей, то появляется серьезный шанс на оздоровление всей семьи.
Почему же так важно развитие эмоционального интеллекта? К сожалению, блестящие знания и высокий коэффициент интеллекта (IQ) не всегда помогают добиться такого же великолепного успеха в жизни и карьере. Знания важны, но не менее важно умение совладать с эмоциями перед важным выступлением или экзаменом. Ученые убеждены в том, что тандем IQ с развитым эмоциональным интеллектом (EQ) способен помочь достижению целей и в личной жизни, и в карьере.
В отечественной педагогике положение об эмоциональном интеллекте является одним из основополагающих, на этом строится весь процесс обучения. О единстве аффекта и интеллекта говорили: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
Особенно важно развитие эмоционального интеллекта именно в дошкольном возрасте, так как в это время идет активное формирование различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и эмоциональное становление детей.
К сожалению, современные родители чрезмерное внимание уделяют обучению ребёнка-дошкольника школьным навыкам: чтению, письму, счетным операциям, в ущерб развитию распознавания своих эмоций и эмоций окружающих, развитию активности и самостоятельности в различных видах деятельности, что, на сегодняшний день, является главным элементом понятия «психологической готовности к школе».
Где купить «коробочку для нервов»
Что же делать родителям, чтобы научить ребёнка «прятать нервы в коробочку»? Для начала, самим разобраться в понятии такое «эмоциональный интеллект».
Как научить малыша осознавать собственные эмоции?
Принять вообще мысль существовании эмоции, и понять, что они являются нормальной реакцией организма на происходящее.
Признать право ребёнка на их проявление.
Эмоции — это часть человеческой жизни, но в нашем социально-культурном пространстве нет понимания, что культуре эмоций следует обучать с детства точно так же, как культуре физического тела.
Родители приучают детей мыть руки и чистить зубы, но об эмоциональной чистоте не задумываются. С одной стороны — это закономерно, если сами родители не владеют такими навыками и не видят в этом потребности.
Однако по данным Национального Медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, в состоянии здоровья школьников проявились существенные негативные тенденции, одной из которых является хронический стресс.
Среди доминирующих нарушений отмечаются функциональные отклонения в работе нервной системы и психической сферы.
Наиболее частые проявления эмоциональных нарушений у детей:
- общая тревожность ребёнка;
- эмоциональная истощенность;
- агрессия;
- проблемы в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Хочется верить, что родители будут серьезнее относиться к состоянию эмоциональной сферы детей и подростков. Отсутствие эмоциональной культуры разрушает не только здоровье, но, в итоге, мешает успешности в жизни.
Поэтому так важна грамотная работа с эмоциями детей в школе. Ведь там ребёнок встречается с полным спектром эмоций — от радости и воодушевления до разочарования и гнева.
Желательно, чтобы учителя помогали детям справляться с негативными эмоциями, не подавляли их в себе, не вымещая на окружающих. Даже избыточные позитивные эмоции требуют приведения их в гармоничное русло.
Вот почему Организация Объединенных Наций совместно с Международным Фондом по работе с дыханием открыла специальную программу «Дыхание в школах». Небольшими дыхательными упражнениями буквально за 10-20 секунд (!) можно нормализовать эмоциональное состояние человека — и взрослого, и ребёнка. Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении тела (стоя, сидя, лежа, в ходьбе), в любой обстановке — в классе, в холле, на улице, применять для группы детей или для одного ребёнка. Учителя благодаря этим упражнениям также улучшат свое эмоциональное и физическое состояние. Если навыкам грамотной работы с дыханием для управления эмоциями обучить еще и родителей, то появляется серьезный шанс на оздоровление всей семьи.
По результатам исследований ученых, успешность руководителя зависит от его эмоционального интеллекта на 80%, а всего на 20% от IQ.
Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может быть таким, каким ему нужно быть в определенной ситуации для достижения цели. Он умеет эффективно справляться со стрессовой ситуацией и управлять своими эмоциями.
В магазинах не продают коробочек, куда можно спрятать нервы. Ребёнка нужно научить создавать такую «коробочку» самостоятельно.