Ребёнок с малых лет нуждается в общении со сверстниками, но не всегда оно складывается успешно. Нередко взаимоотношения детей проходят несколько стадий развития, прежде чем между ними установится если не дружба, то приятельские отношения. И помочь в этом могут родители: они могут подсказать благоприятные выходы из конфликтных ситуаций.
Отношения в детском коллективе
Психологи давно отметили, что отношения в детском коллективе (как и во взрослом) нередко строятся по законам дикой природы и в них действуют установки звериной стаи. Например, в коллективе непременно должен быть вожак-лидер, который ведет за собой остальных, озвучивает «генеральную линию партии» и цели команды. Помимо вожака в стае есть масса, то есть исполнители и наблюдатели, и есть отщепенец, пария, изгой — в общем, человек, против которого настроен практически весь коллектив.
Отношения в детском коллективе выстраиваются по принципу: кто не с нами, тот против нас. Лидером в них, как правило, выступает самый сильный или бойкий, с которым мало кто решается связываться. Роль «белой вороны» отводится ребёнку, который заметно выделяется из коллектива, как в фильме Р. Быкова «Чучело» — милая, добрая девочка не нашла в душах одноклассников отклика и потому стала изгоем. Тихие и слабые дети могут стать изгоями, потому что не умеют дать отпор лидеру. Если ребёнок стеснительный, замкнутый, то это также способствует насмешкам одноклассников, которые за счет слабого стремятся самоутвердиться.
Но не только добросердечные дети становятся предметом насмешек одноклассников и недоброго отношения сверстников. Так, дети могут объявить «вне закона» детей с дефектами внешности или физическими недостатками: косоглазие, хромота, большой вес и т. д.
«Ботаники» также редко становятся всеобщими любимчиками, но их могут уважать за знания и успешную учебу.
Есть так называемая прослойка «непопулярных» детей — такие дети обычно не принимают участия в активностях коллектива, отстают в учебе, в спорте, и вообще ничем не выделяются из массы.
А вот детей, которые доносят учителю, заискивают перед ним, жалуются на одноклассников по малейшему поводу — коллектив однозначно не воспримет.
Изгоя в лучшем случае будут просто игнорировать, не допускать до разговоров и общих игр, а могут устроить ему жестокую травлю.
Дети на «тропе войны»
Не зря говорят, что дети — существа жестокие. Тот ребёнок, который не соответствует общепринятым в детском коллективе параметрам, просто изгоняется из него. Неприятие детей может вылиться в настоящую травлю, если не остановить эту взаимную молчаливую войну.
«Пустяки, дело житейское»? Вовсе нет. Если на протяжении долгого времени ребёнок не вливается в коллектив, то может сформироваться социофобная личность, не способная к общению с окружающим миром и предпочитающая альтернативную (виртуальную) реальность. Дети должны уметь вливаться в коллектив, должны уметь находить общий язык и дружить. Это основа всех социальных навыков человека.
Иногда конфликт может достигать критической точки, выливаясь в детские драки. В таком случае должен вмешаться родительский комитет и педсостав. Родители же должны со своей стороны пояснить ребёнку, что кулаками не решаются вопросы и уважение в классе не завоевывается. Разумеется, это не касается ситуаций, когда приходится постоять за себя.
Если ребёнок скрывает свои школьные проблемы от семьи, не желая огорчать родителей или стыдясь возникшей ситуации, то можно догадаться по ряду признаков о душевном дискомфорте чада.
- ребёнок с нежеланием посещает школу и цепляется за любой предлог, чтобы пропустить уроки;
- не приглашает одноклассников к себе;
- неохотно рассказывает о школьных буднях;
- приходит из школы без настроения;
- не ходит ни на какие мероприятия класса;
- не общается с одноклассниками в Интернете и по телефону;
- часто бывает в слезах и не говорит их причину.
Если хотя бы часть из перечисленных признаков наличествуют, у ребёнка явные проблемы в школе. И помочь их решить должны родители: порой ребёнку действительно не хватает мудрых советов взрослых по налаживанию контактов со сверстниками.
Ребёнок-изгой: советы родителям
Как реагировать родителям, если ребёнок дома рассказывает о школьных конфликтах?
Нередко новички, пришедшие в класс, проходят негласный тест на прочность. Это ожидает почти любого новенького, так как он поначалу находится на нижних позициях общественной иерархии. Родителям следует проговаривать подобные ситуации, чтобы объяснить ребёнку: это не он виноват, таковы правила игры. Главное, всячески подчеркивать, что в лице мамы и папы ребёнок всегда найдет поддержку и понимание. Важно не нагнетать обстановку, а, напротив, рассказать, что всегда и со всеми можно договориться.
Кроме того, ребёнок в новых условиях нередко теряется, не понимая, как себя вести и задача родителей — научить его принимать правила по принципу «в чужой монастырь со своим уставом не лезут».
Когда ребёнка «гнобят» в школе — это проблема всеобщая, а не только самого ребёнка и противоположной стороны. В первую очередь, это недосмотр классного руководителя. В его компетенции научить детей совместным играм, конструктивному общению, диалогу. Но не спешите обвинять педагога в невыполнении обязанностей. Можно с ним лично встретиться, поговорить спокойно, обрисовать ситуацию и дать понять, что вы пришли не жаловаться и выяснять отношения, а лишь «разрулить» сложившееся положение дел. Возможно, учитель проникнется и возьмет под контроль ситуацию в классе.
Психологи говорят, что против травли есть один прием: пригласить одноклассников к себе в гости на вечеринку. При хороших контактах с другими родителями, сделать это будет несложно. И разумно будет объяснить родителям одноклассников, для чего это затевается и что происходит в классе.
Таким образом, со стороны родителей важно приложить максимум усилий, чтобы проложить мостик дружбы между их чадом и коллективом. Ребёнка можно «подружить» со сверстниками, если постоянно его напутствовать и мягко направлять в нужную сторону.