У индусов существует древняя притча. О том, что в душе человека борются два волка полярных цветов, черный и белый. Сила черного волка заключается в гневе, ненависти и страхе. Сила же белого черпается в благородстве, честности и великодушии. Побеждает тот из них, кого человек кормит…
В возрасте примерно от пяти до десяти лет дети реагируют страхом на психологические перегрузки. При этом различить естественную реакцию и полноценную фобию довольно сложно. Но если реакция ребёнка многократно превышает силу обстоятельства и страх чрезмерен, лучше проконсультироваться с психологом.
Но в большинстве случаев детский страх благоприятен. Это естественная часть взросления. Ребёнок боится своих фантазий и учится преодолевать их. Этой цели служат сказки, а также детские страшилки, многократно пересказываемые в детской компании.
В определенный период развития каждый ребёнок задумывается о смерти. Особенно, когда сталкивается с потерей близкого человека или любимого питомца. Родителям стоит быть готовыми к этому. Стоит изложить свою теорию в максимально простом и понятном ребёнку изложении. Если ребёнок мал, пригодятся такие выражения «улетел на звезду», «тихий час для ангела» и подобные. Каждый ребёнок должен пережить этот опыт и выработать для себя стратегию защиты. Данный опыт свидетельствует об эмоциональной зрелости.
Как предупредить чрезмерный страх ребёнка?
- Говорите с ребёнком. С самого рождения. Когда он станет постарше, позвольте ему говорить с вами обо всем на свете. Пусть не останется запретных тем, и ребёнок всегда сможет в доверительных отношениях рассказать, что его волнует.
- Не злоупотребляйте словом «опасно», особенно если новая ситуация или предмет в действительности не источает опасность и жизни ребёнка ничего не угрожает.
- Побеседуйте на тему детских страхов с родственниками. Пусть вы будете уверены, что оставив ребёнка с родней, его не будут пугать «Бабайкой» и запирать в наказание в черном чулане.
- Если вам необходимо оставить на длительный срок ребёнка няне или родственнику, приучайте его к этому постепенно.
- Родителям не лишне будет напомнить о контроле свои собственных эмоций. Стоит устранять опасности на пути ребёнка, а не многократно предупреждать об их возможности.
Что делать взрослому с уже возникшим детским страхом?
- Сочините сказку про страх ребёнка. Можно воспользоваться готовой книжкой из серии «Сказки про…»
- Для преодоления боязни темноты, одиночества или замкнутого пространства отлично подойдет игра в прятки. Однако если ребёнок категорически отказывается, не настаивайте и не принуждайте его.
- Большинство страхов происходит от неясностей. Обговорите с ребёнком непонятные моменты. Лучше, если разговор будет проходить в шутливом ключе. Однако взрослому придется проявить немало серьезности и такта.
- Помните, если ребёнок сильно боится чего-то не существенного, не стоит предпринимать экстраординарные меры. Иногда достаточно продемонстрировать спокойствие, готовность выслушать и поддержать.
- Если имеется страх собак, можно для начала приобрести игрушечного щенка, затем пойти в гости к маленькому питомцу друзей. Маленькими шагами стоит подходить все ближе и ближе к «страшному» и страх может расформироваться самостоятельно!
Когда следует встревожиться родителю?
Следует обратить особое внимание, если ребёнок проявляет странные, ничем не обоснованные вычурные опасения. К примеру, когда ребёнок опасается безобидной картинки, утверждает, что у персонажа сейчас отвалится какая-то часть тела или он разрушается изнутри; когда ребёнку кажется, что предмет или персонаж навязчиво велит ему что-то сделать. Такие искажения восприятия могут свидетельствовать об проявлениях изменений психики и требуют консультации специалиста-психиатра.
Также у детей могут встречаться навязчивые страхи в виде чрезмерной боязни запачкаться или заразиться. Подобные невротические состояния могут порождаться заостренным вниманием взрослого, тревожным фоном семьи.
Иногда главное — перестать пугать своих детей, кричать на них и тем более угрожать им и бить. Родителям, практикующим подобные «приемы», стоит напомнить, что они происходят от бессилия и родительской лени. А подсознание ребёнка — весьма хрупкий, травматичный материал и даже одно неосторожное слово может нанести вред. Эффект бабочки: никогда нельзя предсказать, чем в будущем аукнется неосторожное поведение взрослого. «Взмах крыла бабочки на одном континенте может вызвать землетрясение на другом».
Обычно детская боязнь легко изменчива; она может исчезнуть и вновь появиться, впрочем, надолго не задерживаясь. Но если за один-два месяца справиться с сильным страхом не получается, крайне важно посоветоваться со специалистом. Укоренение такой негативной эмоции может тормозить интеллектуальное, социальное и даже физическое развитие.
Комментарий психолога
Сычева Наталья Васильевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, гимназия №1558 им. Росалии де Кастро
Причины, связанные с возникновением возрастных детских страхов, следующие:
- излишние и частые запреты;
- опыт психотравмирующей ситуации и страх её возвращения;
- излишне частое проговаривание жизненных ситуаций, имеющих негативную окраску;
- конфликты внутри семейной системы;
- неприятие ребёнка членами семейной системы или сверстниками;
- осознанное использование родителями отрицательных персонажей для запугивания ребёнка в целях послушания (Бабайка и прочие).
Личностные кризисы так же могут повлиять на механизм запускания страхов: ранняя сепарация матери от ребёнка, при которой ребёнок чувствует нехватку общения, гиперопека, возраст родителей (чем родители старше, тем сильнее дети склонны испытывать чувство тревоги).
Чем помочь ребёнку, испытывающему страх
Начать с доверительной беседы и объяснить, что страхи есть и у взрослых. Привести пример (только выбрать нейтральный, не приводящий к усилению уже имеющегося страха). Например, я боюсь большой глубины. Зная это, я не заплываю далеко в море, стараюсь держаться берега. То есть страх в моём случае — мой помощник, он помогает мне избежать возможной опасности.
Выслушайте ребёнка, отчего тревожится он, попробуйте нарисовать ваши страхи. И вы, и он. Взрослый начинает первым, выбирает самый менее симпатичный ему цвет карандаша и рисует абстракции, сопровождая словесными высказываниями: вот он мой страх, посмотри, какой он черный и т. д. Когда страхи прорисованы и проговорены, «выплеснуты» на бумагу, наступает момент уничтожения. Страхи можно мелко порвать, закопать, сжечь, соблюдая всю серьезность момента, это так важно для ребёнка.
Далее беседа продолжается, взрослый объясняет, что страх может вернуться, но мы уже знаем, что делать: проговариваем, рисуем, уничтожаем. И столько раз, сколько этого требует ситуация. У этой методики есть и другая концовка. Страхи можно не уничтожить, а наоборот, оставить, заменив этап уничтожения этапом превращения страшного рисунка в нечто смешное. Дорисуйте страх яркими красками, карандашами, фломастерами так, чтобы из неказистого рисунка он превратился в что-то яркое, красивое. Главное, чтобы ребёнок был доволен своим творением.