О, дивный новый мир! Люди-киборги вживляют в тело компасы и чипы, отращивают себе новые органы и вкалывают ДНК-коктейли, чтобы изменить участки своих генов. Медики учатся выращивать человеческие ткани в чашках Петри (недавно вырастили волосы «с нуля»), ищут, что бы такого удалить из ДНК для пущего здоровья, создают искусственную матку для детей из пробирок. Недавно добрались и до генетических модификаций у будущих детей: китайский ученый по имени Цзянкуй Хэ вопреки всем правилам изменил пару эмбрионов так, чтобы им не грозил ВИЧ. И эти генномодифицированные дети уже родились. О возможностях генной инженерии высказываются Владимир Путин и патриарх Кирилл. А тем временем в США уже создали стартап по созданию дизайнерских младенцев и генной инженерии человеческих зародышей. У дерзких стартаповцев даже есть первая пара клиентов, а брать оплату они планируют биткоинами.
Собачье сердце и новая раса
По предсказаниям Стивена Хокинга, еще в этом веке человечество столкнется с расслоением общества. Появятся «сверхлюди», рожденные из генномодифицированных яйцеклеток и сперматозоидов, особо умные, очень здоровые и на порядок опережающие обычных, тех, на игры с геномом которых у родителей не хватило денег. Сегодня пара первых детишек уже существует официально: это девочки из лаборатории доктора Хэ, и на подходе третий младенец.
Цзянькуй Хэ воспользовался новыми достижениями науки и внес изменения в ген CCR5, оградив детей от опасности ВИЧ-инфекции. Хотя все его коллеги были против, а огласка факта вызвала бурю обсуждений на международном уровне и новые запреты на игры с человеческими генами, девочки-близняшки уже растут и развиваются. Этим летом родится еще один ГМО-ребёнок из китайской лаборатории.
Идеи по созданию «сверхлюдей» не новы. Такие исследования проводились уже почти век назад, правда, не на микроскопическом уровне. В СССР в 20-х годах были попытки создать гибрид обезьяны и человека, не увенчавшиеся успехом. Как говорят, именно те опыты подали идею Михаилу Булгакову написать «Собачье сердце». Десятилетие спустя Олдос Хаксли закончил свою антиутопию «О, дивный новый мир», в которой описал радикальное расслоение человечества из-за генетических коррекций эмбрионов. Кажется, мы приближаемся к моменту появления второй человеческой расы, призванной править «обычными людьми». То есть, нами и нашими детьми.
Как вырастить светящихся собак?
В большинстве стран игры с генами эмбрионов официально запрещены. Хотя, к примеру, в консервативной Великобритании ведущий совет по этике считает их вполне допустимыми, если речь идет о способностях, телах и даже характере детей. В целом в изменении ДНК для устойчивости к инфекциям есть разумный аспект. Но как увидеть разницу, как понять, что изменение одного участка гена повлияет только на устойчивость к какой-то болезни, а не изменит дополнительно что-то еще? У девочек доктора Хэ, к примеру, так и произошло.
Мутация, которую воспроизвел китайский доктор, встречается и у обычных людей, не подвергавшихся генной модификации. Им действительно не страшен ВИЧ. Вот только жизнь у них короче средних показателей, а еще они крайне подвержены вирусам гриппа и лихорадки Западного Нила. Возможно, не только к ним. Что это, как не урок смирения для тайных экспериментаторов?
Хотя все чаще появляется информация о том, что коррекция генов сопряжена с высоким риском непредсказуемых последствий, желающих поиграть в генного инженера не так уж мало. Это неудивительно: можно почувствовать себя настоящим творцом! Мы уже знаем, что интеллект человека на 10% определяется генами, а значит, можно «запрограммировать» более умного ребёнка. Склонность к азарту тоже генетическая черта. Музыкальные, художественные способности могут передаваться по наследству. Наверняка есть возможность выявить гены более сильных, выносливых… И это та самая палка о двух концах: если разрешить улучшать «мирные» и полезные черты, невозможно будет отследить и запретить и противоположные коррекции. Как сказал Владимир Путин: «Человек может создавать человека с заданными характеристиками — это может быть гениальный математик или гениальный музыкант, но и военный; человек, который может воевать без страха, без чувства сострадания, сожаления и без боли». Можно ли считать это высказывание молчаливым одобрением экспериментов, улучшающих интеллектуальные запасы России?
Пока ученые и медицинские этики спорят, в маленьких домашних лабораториях уже проводятся различные эксперименты. Некоторые биологи-энтузиасты в корне не согласны с тем, что окончательное решение об изменении генома человека находится в руках правительства. И это толкает профессионалов и любителей на поиск новых, неисследованных способов генной терапии и даже инженерии. Известны публичные эксперименты, так, Джосая Зейнер ввел себе «коктейль» из ингредиентов для генной модификации самого себя, вколол состав, причем прямо на сцене, во время медицинской конференции в Сан-Франциско в 2017 г. Но одно дело — экспериментировать на себе.
Набор для CRISPR, технологии, позволяющей «вырезать» и «вклеивать» участки генов, можно приобрести в интернет-магазине за смешные 159 долларов. Хотя у многих увлеченных биохакеров порой нет и таких денег. И тогда на помощь им приходит герой нашей статьи, человек, сколотивший состояние на Биткоине. Он направляет независимых биологов, приобретая им оборудование и обозначая цель эксперимента. Его имя — Брайан Бишоп.
Один из биохакеров, пользующихся возможностями Бишопа, — Дэвид Иши, собаковод и нефтяник из Миссисипи. У него в гараже — генная лаборатория, а за спиной немало опытов по скрещиванию собак для выведения особых качеств. Но эта сторона знакома каждому увлеченному заводчику собак. После знакомства с Бишопом Иши пошел дальше.
В одном из экспериментов он смешивал ДНК медузы и сперму мастифа, пытаясь вывести «собаку Баскервилей», светящуюся в темноте. Этой ГМО-спермой он осеменил как минимум 6 собак, но пока что безрезультатно. Между прочим, в свою сперму Иши также пытался включить ген медузы, но, к счастью, не пытался кого-то оплодотворить этим странным составом.
Дизайнерские младенцы: вырастим под заказ
Брайан Бишоп — крайне неоднозначная фигура. Про него говорят, что это — наиболее близкий к искусственному интеллекту человек, практически гений. Он программист, а еще входит в топ самых быстро печатающих на английском языке людей, его скорость — 173,66 слова в минуту (это очень быстро!). Сам же гений сообщает, что хотел бы в первую очередь скорректировать ген, контролирующий массу тела, неудивительно с его габаритами.
Себя мистер Бишоп называет «относительно известных биохакером-самоучкой». По убеждениям он трансгуманист, и последние несколько лет Бишоп активно следил за генетическими исследованиями и слухами, а также наполнял интернет-форумы призывами начать наконец улучшать людей при помощи современных технологий. На призывы никто не откликался, и Бишоп решил сделать это сам. И вместе с Максом Берри, бывшим научным сотрудником биотехнологической компании, открыли фирму, «ориентированную на создание дизайнерских младенцев и генную инженерию зародышевой линии человека».
По словам Бишопа, лабораторные работы уже начаты, и даже появилась первая пара клиентов, будущие родители «дизайнерского ребёнка». В планах Бишопа — предоставлять возможность «производить» трансгенных детей, способных «наращивать мышечную массу без тяжелых тренировок», с генами долгожителей, определенной группой крови и т. д.
Сама идея предлагать будущим родителям опции выбора младенца не нова. Известная генетическими тестами компания 23andМе еще 6 лет назад получила первый патент на «методы дизайна детей», прямо как в антиутопических романах. По тексту патента клиенту позволяется выбирать доноров половых клеток с учетом вероятности некоторых болезней, роста, веса, цвета глаз, кожи, волос, склонного к долгожительству, а также выбирать пол ребёнка.
В перспективах у компании более углубленные варианты подборок: например, выбор яйцеклеток от доноров, предрасположенных к атлетическому телосложению, или сперматозоидов-поставщиков потенциально высокого IQ. Точность этих дизайнерских методик пока весьма условна, к примеру, рост ребёнка предсказывают с погрешностью в 3-4 см. Впрочем, судя по стремительному развитию генетики, вскоре прогнозы могут стать намного точнее.
У Бишопа тем временем прогнозы предсказывают иное: без сомнения, ГМО-дети будут крайне востребованы, технологии освоены, и создателей компании (а также спонсоров стартапа и акционеров) ждут миллиардные доходы и сотни тысяч дизайнерских младенцев.
Идея генетической коррекции, кстати, отличается от метода доктора Хэ. Тот вводил инъекции молекул, способных редактировать геном, в ткани яйцеклетки во время оплодотворения. В планах Бишопа — биохакерские способы, создание сперматозоидов с необходимыми параметрами. Причем создавать их будут мужчины-добровольны непосредственно в своих яичках. Это оправдано экономически: из одной порции семени такого уникального мужчины можно получить сотни тысяч ГМО-головастиков. Дело за малым: собрать недостающие 2 миллиона долларов и запустить производство. Согласно презентации Бишопа, эксперименты на животных уже проводятся, дело за трансгенной спермой человека.
«Хорошо рожденный»: как вы относитесь к евгенике?
До появления китайских девочек ученые довольно скептически отнеслись к стартапу Бишопа. Но сегодня уже понятно, что эксперименты в гаражах и подпольных лабораториях будут продолжаться. Нас ждет век евгенических практик, от греческого слова «евгеника», «хорошо рожденный». Вы хотите, чтобы если не дети, то внуки гарантированно выросли особо умными, здоровыми и сильными? Чтобы жили долго и имели нужные черты характера? Готовы за это платить? Или вы предпочтете смириться с «естественниками», детьми, рождающимися с лотерейными шансами на наследование внешности и патологий?
Совсем скоро нам придется отвечать на эти вопросы. И как высказался Патриарх Кирилл, «Сегодня борьба за будущее — это борьба за антропологию, это борьба за определение того, что есть человек». Кто мы и кем мы можем стать? Люди вроде Бишопа, кажется, точно уверены в ответе.