Игры, развивающие речь, окружение и наследственный фактор оказывают определяющее влияние на формирование способности ребёнка к языковому общению. И ни в коем случае не надо думать, что с малышом до года разговаривать не о чем.
С первых дней жизни младенцу нужно общение. Интонация и прикосновения мамы говорят ему о необходимых любви и заботе. Ребёнок сообщает о голоде, неудобстве, состоянии здоровья своим криком. А уже в три месяца опытная мама может догадаться по голосу, чего хочет маленький человечек.
Большая часть общения с ребёнком должна быть в игровой форме. Такой способ обучения для него самый продуктивный. Американский ученый Гленн Доман занимался методиками раннего интеллектуального (неигрового) развития детей. Оказалось, что впоследствии люди действительно способны усвоить большой объём информации, но у них страдает эмоциональное развитие и творческие способности. Поэтому применить знания на практике им бывает сложно.
Игры для развития речи ребёнка до года
В первые полгода ребёнок начинает произносить звукосочетания: а-а-гу, а-гы, гэ-э, гы-ы. Их принято называть гулением. А вы знаете, что все дети на Земле делают это одинаково (своего рода международный детский язык)?
- Разговаривайте с малышом, отвечайте ему и на его языке, и на своем. Большое значение имеет ваша интонация.
- Пойте ребёнку колыбельные, читайте незамысловатые стишки со звукоподражающими словами: прыг-прыг, топ-топ, ку-ка-ре-ку, мяу, скрип-скип и т. п. Когда малыш подрастет, перед ними делайте паузу, пусть он продолжит сам.
- Подкрепляйте свою речь жестами и обращайте внимание на жестикуляцию ребёнка (указывание рукой, хлопанье, топанье, «до свиданья»).
- Дурачиться, оказывается, не только весело, но и полезно. Гримасничайте с ребёнком у зеркала. Это занимательное занятие укрепит артикуляционный аппарат (губы, щеки и язык).
- Пусть малыш попробует подуть в свистульку, трубочку, губную гармошку, а летом полезно пускать мыльные пузыри.
Речевое развитие ребёнка от года до двух
Малыш стал еще более любопытным. Поощряйте его интерес:
- Называйте все предметы и действия, на которые малыш указывает или смотрит, так вы поможете установить связи между ними и словами.
- Читая книгу, рассматривайте картинки. Пусть малыш покажет, где девочка Маша, серенький зайчик, теплое солнышко. Да и подать маме книгу, открыть ее ребёнку уже под силу. Все его действия должны сопровождаться вашим поощрением и одобрением.
- Используйте в качестве развивающих игр для развития речи детей прибаутки, потешки и простые сюжеты для сценок с игрушками. Например: «Зайчик упал и плачет. Зайчику больно. Пожалей, Ваня, зайчика».
- Пока мама готовит на кухне, малыш может поиграть с горохом или чечевицей. Или положите в миску пару маленьких игрушек. Такое развлечение – одновременно и массаж пальчикам, и стимуляция речевого центра головного мозга.
- Предлагайте такие развивающие игры для развития речи, как ответы на вопросы: «Как едет машинка?», «Как мычит коровка?», «Как делают часики?». Сначала слушайте ответы, а потом изменяйте вопросы: «Кто делает дыр-дыр?» «Кто говорит му-у?», «Кто говорит тик-так?».
- Поиграйте в игру «Что это?». Сложите в мешочек предметы, которые ребёнок знает. По очереди доставайте и называйте их.