Пандемия COVID-19 стала совершенно уникальным явлением в развитии человеческой цивилизации.
Нет, не стремительное распространение вируса и не высокая летальность заболевания стали тому причиной. И даже не особенности болезни, которая каждый день подкидывает врачам и ученым все новые и новые загадки.
Никогда ранее инфекция вирусная не сопровождалась еще более массовым распространением эпидемии информационной.
MedAboutMe рассматривает аспекты новой проблемы – инфодемии, поражающей умы.
Коронавирус и «информационный потоп»: две стороны одной проблемы
Пока врачи и вирусологи изучают новую напасть в лабораториях и клиниках, ищут вакцины и лекарства, психологи и социологи тоже не сидят без дела. То, что происходит сейчас в информационной среде, станет материалом для сотен диссертаций и научных трудов.
Что такое «инфодемия»?
Это избыточный объём информации самого разного рода, распространяющийся по всем каналам — от СМИ до разговоров на скамейке в парке. При этом информация может быть сильно искаженной, не слишком достоверной, а то и вообще выдуманной.
Это панические посты в соцсетях о том, что все хуже, чем говорят, что власти скрывают истинный масштаб проблемы, что «крематории завалены трупами». Это тексты с советами, маскирующимися под врачебные, но не имеющие отношения к медицине. Это ворох «народных рецептов» и «новых секретных разработок», и версии о происхождении инфекции тоже.
Мы выделили 6 типов пандемических текстов, в потоке которых теряется достоверная медицинская информация.
Это:
- псевдомедицинские рекомендации;
- народные рецепты;
- религиозные или эзотерические советы;
- панические заявления «свидетелей» и предупреждения о грядущей катастрофе;
- заявления о происхождении вируса;
- откровенно лживые, сфабрикованные «фейк-ньюс».
В результате у людей формируется стойкое недоверие к официальным источникам новостей. Люди одновременно убеждены в том, что предпринимаемые правительством меры избыточны и недостаточны.
В разработке и внедрении программы противодействия инфодемии принимают участие многие ученые, в том числе и наша исследовательская группа.
Психика под ударом?
Человеческая психика может обладать разной устойчивостью и реагировать на раздражители различными способами.
- Наиболее рациональной моделью, видимо, можно считать разумную осторожность и вдумчивую фильтрацию всей поступающей информации.
Люди, реагирующие подобным способом, не впадают в истерику, не паникуют, но соблюдают рекомендованные меры безопасности.
Они не начинают день с непременного изучения всех поступающих новостей, но не избегают мониторинга сообщений от официальных или других авторитетных источников.
Моют руки, избегают контактов, носят маску при необходимости посещения общественных средств и не ждут, что пандемия закончится в день начала послаблений в режиме самоизоляции.
- Противоположной позицией является навязчивое стремление к обладанию всей доступной информацией, включая самую странную и сомнительную. Более того: чем нелепее предлагаемые версии и «факты», тем больше ажиотажа они могут вызвать у склонных к тревожности граждан.
Они не склонны перепроверять поступающую информацию. Их завораживают наукообразные выражения и непонятные термины, теории заговоров, фантастические гипотезы о причинах происходящего, а апокалиптические прогнозы просто вводят в состояние темного экстаза и «гибельного восторга».
- Где-то сбоку обитают в постоянном страхе те, кто обладает мнительным характером и склонен к ипохондрии. Они старательно отыскивают у себя разнообразные симптомы, вызывают скорую при первом покашливании и повышении температуры до 37°, требуя от врачей немедленной госпитализации и проведения всех возможных тестов.
Из-за них врачам приходится отвлекаться от действительно серьезных, требующих экстренной помощи случаев. А сами паникеры упускают из виду, что сами увеличивают риск действительно заразиться. Ведь врачи скорой помощи работают почти в буквальном смысле на передовой, контактируют с теми, кто реально болен, и могут стать невольными переносчиками опасной инфекции. А про ненужную госпитализацию и говорить не стоит: не больному человеку попасть сегодня в инфекционную больницу — почти гарантированно заболеть.
- С другой стороны бунтуют те, кому удобнее отрицать все, включая факт существования коронавируса, его стремительного распространения по миру, тысяч смертей, вызванных болезнью. Они уверены, что «это все придумал Путин/товарищ Си/Трамп/олигархи, чтобы под шумок ограничить свободу граждан не только на период пандемии, но и вообще навсегда. «Так вот не выйдет!» — говорят они, и демонстративно пренебрегают всеми рекомендациями. Как будто болезни есть дело до того, верят в нее или нет. Как будто неверие способно отменить смертельную опасность, которую несет с собой новая инфекция.
Меня мои близкие доведут до умоисступления быстрее всякого вируса. Мама и свекровь с раннего утра до позднего вечера обсуждают увлекательные мифы и невероятные версии происхождения вируса и тех целей, которые преследовали его изобретатели-создатели. Чего я только не наслушалась… И про злокозненного Билла Гейтса, с его намерением поработить вселенную путем установления вышек 5G. И про таинственные лаборатории, в которых еще более злокозненные маньяки-ученые создают смертоносные вирусы и супер-бактерии, намереваясь уничтожить человечество. Так и представляется опустевшая, вымершая земля, заваленная телами доверчивых и беззащитных людей, между которыми бродят, зловеще хохоча, безумные ученые с оскаленными зубами и искаженными злобой лицами.
С другой стороны — мои дети, которые решили, в противовес бабушкам, ничему не верить, все отрицать и все нарушать. Они так и норовят пойти в гости, для чего используют в качестве формального повода прогулку с собакой. Маски? Только «для прикола». Черный юмор награни фола и демонстративное пренебрежение требованиями режима самоизоляции.
В результате я сойду с ума, вот что я вам скажу. Потому что приходится быть буфером между двумя этими агрессивными частями семьи, иначе быть беде.
И собака страдает. Потому что молодежь использует ее как повод выйти из дома, а бабушки потом так и норовят чуть ли не хлоркой обрабатывать бедную таксу, на которой, по их мнению, в дом непременно попадет целая армия агрессивных вирусов и всех поубивает.
Лучше всего было, когда целый день не было интернета и новостей.
Причины инфодемии
Действие инфодемии многие наблюдали своими глазами в самом начале, когда паника погнала многих наших сограждан (как, впрочем, и жителей других стран) опустошать полки магазинов и запасы аптек.
Ничего подобного не происходило ни во времена SARS, родственного нынешнему коронавирусу, на во время эпидемий свиного и птичьего гриппа, хотя тогда тоже были поводы беспокоиться.
Но за прошедшее время изменилась структура и конфигурация информационной среды, и модель распространения тоже. Информация распространяется по тем же законам, что и инфекция.
Лавина информации порождает обманчивое впечатление, что мы знаем о вирусах, эпидемиях, лечении и профилактике очень много, каждый мнит себя экспертом, по крайней мере — не профаном. И щедро, ни мало не сомневаясь, делится своими псевдо-знаниями со всеми, кто не успевает увернуться.
(Справедливости ради следует сказать, что это относится не только к вирусам и болезням. Доморощенные «эксперты» мгновенно меняют специализацию по мере изменения повестки дня. С той же уверенностью они вещают о рынке нефти, глобальных экономических процессах, вопросах управления государством, строительстве и игре в футбол, не говоря уже о воспитании детей и собак).
Человек так устроен, что все, что согласуется с его собственными мыслями, не подвергается сомнению и не требует перепроверки. Самые сомнительные утверждения принимаются на веру, если хоть что-то в них находит отклик в собственных мыслях и чувствах.
Вирус, информационный и настоящий, проникает туда, где есть уязвимые точки. Крепнет на питательной среде, а затем начинает распространяться дальше. Больной COVID-19 распространяет коронавирус, пораженный информационной заразой распространяет вирусную информацию. У кого-то переболевшего вырабатывается иммунитет, другие так и не смогут справиться.
Как бороться с информационной заразой?
Если в отношении COVID-19 есть надежда на создание вакцины и лекарств, то инфодемию победить будет гораздо сложнее.
И не только потому, что кто-нибудь обязательно постарается использовать информационные потоки для достижения собственных целей, и будет старательно поддерживать напряженность в нужных точках информационной среды.
Информационное заражение способно формировать модели поведения, сохраняющиеся долгое время. Излечению может помочь только формирование своего рода «коллективного информационного иммунитета», важной частью которого должна стать способность каждого отдельного человека воспринимать поступающую информацию критически, проверять ее источники, находить взаимосвязи и не считать наукообразные термины свидетельством достоверности.
Иначе ничего хорошего не будет даже тогда, когда пандемия уйдет. Потому что физическое здоровье всегда тесно связано с здоровьем ментальным.
Вспомним классика: «Надо стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Это сказал в глубокой древности (60-127 гг н.э.) Ювенал. Актуально до сих пор.