Впереди важный доклад или презентация, а от страха дрожат коленки и путаются мысли? Сохранить самообладание и не ударить в грязь лицом в процессе общения с публикой помогут советы от MedAвoutMe.
Привычки поведения в процессе общения с публикой
В наше время выступать на публике приходится не только артистам и политикам. Доклады на совещаниях и конференциях, презентации для клиентов и интервью для журналистов — все это давно вошло в привычки поведения финансистов, врачей, педагогов и многих других специалистов. Как справиться с волнением и взять себя в руки перед предстоящим общением с публикой, чтобы донести свои идеи до слушателей?
Известно, что любой всплеск эмоций приводит к изменению ритма дыхания. Учитывая эту закономерность, можно использовать ее для борьбы с волнением. Равномерное и спокойное дыхание помогает нормализовать сердечный ритм, справиться с дрожью и уменьшить потоотделение. Помимо всего прочего, это благоприятно влияет на ритм и темп речи, что делает общение с людьми более результативным и, соответственно, улучшает впечатление слушателей от выступления.
Нормализовать дыхание помогут такие приемы:
- нарисовать в своем воображение красивый цветок и мысленно вдохнуть его аромат, а потом постараться сохранить в памяти эти ощущения. Вдохнув воображаемый запах снова, человек замечает, что дыхание становится ровнее. Кстати, если какой-то определенный аромат помогает успокоиться и взбодриться, можно нанести его на запястье и в процессе выступления заряжаться положительными эмоциями. Незаметно вдохнуть его получится, приблизив к лицу руку для того, чтобы поправить прядь волос или очки;
- вести борьбу с волнением в два приема — минут за тридцать до выступления и непосредственно перед общением с людьми. Для большей наглядности можно представить себе, что два букета подарены в разное время, поэтому и нюхать их приходится по отдельности;
- если имеется склонность к ускорению темпа речи из-за волнения, рекомендуется делать паузы примерно после каждого пятого предложения;
- не стоит злоупотреблять театральным правилом: «чем известнее артист, тем больше пауза». Продолжительные остановки во время доклада создают впечатление, что оратор потерял мысль или не уверен в правильности собственных идей. Поэтому, если необходимо прервать общение, чтобы подобрать нужные слова, лучше заполнять паузу вводными словосочетаниями типа: «таким образом мы можем видеть, что...» или «следовательно, можно сделать вывод о том, что...».
Психология общения с залом: ищем положительные эмоции
Когда человек волнуется во время выступления, ему кажется, что большая часть слушателей испытывает по отношению к нему негативные эмоции — пренебрежение, раздражение, обычную скуку. Получить поддержку зала поможет особая психология общения. Специалисты рекомендуют выбрать среди слушателей человека с доброжелательным выражением лица и большую часть выступления адресовать именно ему. Только не стоит забывать время от времени переводить взгляд на других слушателей, чтобы они не почувствовали себя лишними на этом мероприятии. Вполне возможно, подобная психология общения приведет к тому, что через некоторое время заинтересованных лиц в зале станет уже больше и можно будет смотреть в их сторону гораздо смелее.
В качестве «слушателя с доброжелательным лицом» можно выбрать человека, с которым оратора связывают отношения, не вызывающие негативных эмоций. К примеру, пусть это будет коллега-друг или клиент, общение с которым носит поверхностный, но позитивный характер.
Поворачиваясь к выбранному слушателю, желательно изобразить на лице легкую улыбку и добавить голосу внушительности, словно пытаясь его убедить. Вполне возможно, такая психология общения вызовет невольный интерес к содержанию выступления.
Не нужно паниковать, если кто-то из присутствующих в зале шепчется с соседом или копается в телефоне. Лучше просто запомнить этих людей, чтобы в случае поступления замечаний или неудобных вопросов с их стороны высказать сожаление о том, что они, видимо, пропустили часть доклада. Ну а если такое общение в зале мешает выступлению, тогда стоит сделать тактичное, но твердое замечание.
От соблазна посмотреть в сторону тех людей, с которыми сложились неприязненные или конкурентные отношения, лучше отказаться. Игнорируя их, оратор лишает этих людей удовольствия продемонстрировать свое пренебрежение, а, кроме того, исключает дополнительное волнение.
Позитивные эмоции во время общения с людьми
Как бы сильно не волновался оратор, весь его внешний вид должен источать радость и гордость от чести выступать перед собравшейся аудиторией. Большую часть информации люди получают через невербальные сигналы, поэтому от выражения лица и жестов выступающего зависит общее впечатление слушателей. И вполне вероятно что, выйдя из зала, многие из них забудут большую часть произнесенных фраз, однако уверенность и увлеченность или, наоборот — растерянность наверняка запомнят. Поэтому накануне выступления стоит тщательно продумать свой образ, начиная с макияжа и одежды и заканчивая громкостью голоса и общим посылом, который должно содержать выступление.
Необходимо следить за тем, чтобы общение с людьми не было похоже на урок в школе. Следует выбрать нейтральный стиль поведения, предполагающий доброжелательность, внимание к слушателям и уважение к чужому мнению.
В начале выступления нужно попробовать продемонстрировать свой положительный настрой: «Всем ли хорошо видно презентацию и слышно голос?».
На всякий случай можно приготовить несколько шуток и замечаний, которые могут быть уместны в процессе выступления. Хороший юмор способен оживить доклад и оставить хорошее впечатление. Тем не менее, на дружный смех лучше не рассчитывать, нескольких улыбок или одобрительных кивков будет вполне достаточно. Кстати, подготовленные шутки можно записать вместе с тезисами доклада. Ну а поскольку гораздо лучше говорить не «по бумажке», то придется позаботиться о внешнем виде шпаргалки. Пусть она будет аккуратной, небольшой и удобной для использования.
Если выступающий человек не знает ответа на вопрос или не уверен в правильности своих слов, совсем не обязательно в этом признаваться. Лучше, используя все возможности богатого русского языка, постараться уйти от ответа. Например, можно сказать, что этот вопрос требует дополнительных исследований. А если у кого-то из присутствующих появится желание высказаться, тогда, независимо от содержания комментариев, следует поблагодарить его за проявление интереса к теме выступления.