Кто изобрел первые дентальные (зубные) импланты и провел успешную операцию? На этот вопрос невозможно ответить. Ведь археологические раскопки показали, что в древности врачеватели проводили имплантацию, аутотрансплантацию и даже трансплантацию зубов. Но насколько они были успешны — это отдельный вопрос. Опираясь на факты, MedAboutMe воссоздал историю развития дентальной имплантации и выявил много интересных фактов.
Кариес: из древности в наше время
Мнение о том, что кариес — болезнь современного общества, неверно. Первые упоминания о «зубных червях», разрушающих зубы, были обнаружены в древних манускриптах. В ходе археологических раскопок были найдены фрагменты челюстей с зубами, пораженными кариесом, но также установлены и попытки их вылечить. Методики разнились, но все они схожи с современными: хирургическое удаление пораженной эмали и дентина и последующее восстановление анатомической формы.
При появлении первых симптомов кариеса современные пациенты спешат взять в руки телефон и записаться на прием к стоматологу. И врач сделает все, чтобы сохранить натуральные зубы. А вот в древности далеко не все могли обратиться за помощью, да и доступно лечение было не многим. Поэтому чаще зубы удаляли. Питание в древности кардинально отличалось от современного. Человек, лишенный зубов, был буквально обречен. В соответствии с этим возникала необходимость в их восстановлении.
В ходе археологических раскопок была найдена нижняя челюсть человека, жившего в VI в. до н.э. В ней сохранились импланты, выточенные из панциря морской мидии. Изначально считалось, что это дань моде или вставка, используемая для устрашения богов. Но после рентгенологического исследования бразильский академик Амадео Боббио предположил, что это, возможно, одна из первых успешных проведенных операций. Мало того, что такие импланты выполняли свое основное предназначение, так еще вокруг них произошло образование костной ткани, то есть они стали частью организма. Это доказывает, что они были установлены при жизни и оказались биосовместимыми.
Во Франции был найден череп женщины, жившей в I в. н.э, у которого в лунке клыка был обнаружен металлический имплант. Известно, что в Древнем Египте усопшим восстанавливали зубы при помощи имплантации и трансплантации перед мумификацией. В Перу, в одном из музеев хранится череп, где все зубы изготовлены из кварца и его разновидностей.
Такие находки на территории современной Европы — не редкость. Это доказывает тот факт, что уже в те времена активно использовались различные материалы для имплантации: зубы животных, камни, некоторые металлы, раковины и слоновая кость. Из этих материалов вырезались примитивные импланты, соответствующие форме зуба.
К сожалению, технологии и их особенности не сохранились, и ученым остается лишь догадываться о том, как именно происходило вживление тех или иных материалов.
Нельзя путать имплантацию, трансплантацию и аутотрансплантацию. Конечно, в рамках стоматологии их объединяет одно — восстановление утраченного зуба и его функций. Но в остальном методики различны:
- Трансплантация — пересадка от другого донора. Истории медицины известно множество случаев, когда зубы пересаживались от других доноров, в том числе и трупов;
- Аутотрансплантация — пересадка собственных зубов, например, зуб мудрости «пересаживают» на место утраченных моляров;
- Имплантация — внедрение искусственного корня;
Анализируя всю историю дентальной имплантации, врачи достигли успеха по всем трем направлениям и шли по пути от трансплантации к имплантации, накапливая знания и совершенствуя методики.
«Золотой» век имплантации
Многие недооценивают энтузиазм, желание познать «как это работает» и интерес к восстановлению зубов средневековых докторов. В это время были проведены более осознанные и детальные попытки дентальной имплантации, ход и результаты которых тщательно записывались.
В 1809 году Мажиллио (Maggilio) установил золотой имплант пациенту сразу после операции удаления зуба. Можно сказать, что это была предпосылка для развития немедленной имплантации, когда операция проводится сразу, а не через некоторое время после удаления.
Конечно, попытка не увенчалась успехом: золотой имплант не отличался биоинертными свойствами, возможно, также свою роль сыграло отсутствие знаний правил асептики и антисептики. О том, что перенес пациент, писал сам врач: приходилось использовать наркотические примочки, а пациент настоятельно требовал избавить его от импланта, вызывающего столько мучений.
В это же время популярными были методики трансплантации, которые также не были успешными. Неудачи можно объяснить множеством причин, начиная индивидуальными особенностями и заканчивая отсутствием антибиотиков, ведь это обязательное условие при проведении таких операций.
Но, несмотря на это, существовали банки зубов, куда бедняки сдавали свои зубы за определенную плату, а вот богатым предлагалась трансплантация донорским материалом. Такая идея оказалась провальной: трансплантаты не приживались, зубы, лишенные питания, быстро разрушались, нередко все заканчивалось гнойным воспалением. В среднем же срок службы таких «имплантов» в лучшем случае, составлял 5-7 лет, если повезет — 10 лет.
«Вензеля» начала XX века
Открытие антибиотиков и их широкое внедрение в медицинскую практику позволило вновь вернуться к попыткам имплантации, но они также оказывались не совсем успешными. До середины XX века широко использовались поднадкостничные импланты, не внедрявшиеся в костную ткань. Они буквально «лежали» на альвеолярном отростке челюсти, удерживаясь мягкими тканями и самой надкостницей.
Они оказывались крайне объёмными, громоздкими, а на рентгеновских снимках заметны хитросплетения импланта и вензеля его опорных отростков.
Современная стоматология отказалась от их использования, ведь они не идут ни в какое сравнение с современными имплантами. Хотя эта идея несколько трансформировалась в более надежные конструкции. Они не выдерживали в должной степени жевательную нагрузку, а процент осложнений и отторжений был довольно высоким.
В это же время проводились попытки внедрения стальных имплантов сразу после удаления зуба. Но большой процент осложнений заставил отказаться от такого метода лечения.
Дело случая: век остеинтеграции
Лишь во второй половине XX века произошел прорыв, что совершило переворот в стоматологии в плане имплантации зубов. Началом современной дентальной имплантации принято считать 1965 год, и поэтому трудно не согласиться с тем, что это одна из самых молодых отраслей, у которой многое впереди. Ведь за какие-то 50-60 лет удалось добиться непревзойденных результатов.
Пенициллин был открыт случайно. И то, что изменило стоматологию и сделало возможным имплантацию, также случайность. Шведский ученый профессор Ингвар Бранемарк посвятил свою научную жизнь поведению и воспроизведению кровяных клеток в организме после полученных травм. Сам профессор и его команда пытались понять, как взаимодействуют кровь, кость и костный мозг после травмирования и как происходят процессы восстановления.
В этих экспериментах была использована миниатюрная оптическая камера, которую устанавливали в большую берцовую кость кроликов, с корпусом из титана. Она помогала оценить и отследить кровоснабжение в пораженной области. По завершению эксперимента, когда возникла необходимость удалить камеру, профессор обнаружил, что ее титановая оболочка и кость стали единым целым и разделение невозможно. Это открытие получило название — остеоинтеграция.
Буквально через несколько лет после своего открытия профессор Бренмарк (на фото справа), изучив все свойства титана, создал первый зубной имплант. Изначально ученые планировали восстанавливать травмы колена, бедер, которые были получены в ДТП. Но по воле счастливого случая было принято решение о создании имплантов зубов.
Первый пациент с титановым имплантом — Госта Ларссон (на фото слева), который длительное время страдал от проблем с зубами, и в очередной раз, посещая своего дантиста, услышал о новых исследованиях и решил стать добровольцем.
На момент проведение операции, технологии, предложенные Бренмарком, не были приняты большинством челюстно-лицевых хирургов, травматологов. Но это не помешало провести операцию, которая оказалась успешной, несмотря на отягощенный анамнез пациента. После проведения операции Ларссон мог полноценно жевать, говорить и улыбаться, и прожил с этим протезом 37 лет. Имплантация, может быть, и прослужила дольше, если бы не трагическая случайность — Ларссон погиб в аварии в 2006 году.
Далеко не все врачи оценили прорыв, и действия некоторых сообществ стали причиной некоего торможения развития имплантации, как отрасли медицины. Например, Общество Стоматологов Швеции было негативно настроено в отношении самого Бренмарка по причине того, что он не являлся стоматологом. Именно личные и профессиональные нападки заставили профессора с крайней осторожностью внедрять в повсеместную практику процесс остеинтеграции.
Суровые русские импланты
Возможно, именно понимание процессов остеинтеграции стало причиной изобретения и сертификации в 1990 году Виктором Трофимовым и Виталием Дыдыкиным так называемого «чрезкостного импланта».
Чрезкостный имплант был разработан еще в Советском Союзе в 1988-1989-х годах. В этом импланте использовались исключительно отечественные материалы, ведь достать импортные было невозможным. Как отмечает один из авторов исследования, материал был закуплен на Иркутском авиационном заводе.
Сам имплант был несколько похож на современный, но имелся и ряд принципиальных различий. Основание импланта было установлено у нижнего основания челюсти, то есть кость была просверлена насквозь.
Длинные стержни поддерживались винтами, вкрученными в челюсть снизу. Несмотря на всю сложность операции, пациент успешно прожил с конструкцией более 25 лет.
Нельзя не отметить и тот факт, что за столь долгий период времени и все «варварство» операции, не было зафиксировано никаких осложнений в виде гнойного воспаления, отторжения, а также повреждения анатомических структур. Да и удаление импланта из челюсти прошло без последствий.
Как отметил Виталий Дыдыкин в одном из своих интервью, чрезкостный имплант на тот период времени был наиболее эффективен, и это было единственной возможной технологией на тот момент.
Что предлагает современная имплантация?
Современная имплантация может творить чудеса. Во-первых, за короткий промежуток времени удалось в несколько раз сократить число противопоказаний к проведению операции. Например, сахарный диабет уже не противопоказание, также как и болезни сердца и сосудов.
Во-вторых, приживляемость имплантов составляет 98-99%, а фирмы-производители, которые стояли у истоков его развития, дают пожизненную гарантию на искусственный корень.
В-третьих, совершенствуются и методики внедрения имплантов. Сегодня пациенты могут получить красивую улыбку, отвечающую всем требованиям, за одно посещение врача.
В-четвертых, представляется возможным решить самые сложные проблемы, избежать дополнительных манипуляций с максимальным комфортом для пациента. Специальные покрытия, напыления, внедрение внутриимплантных камер, заполненных лекарственными веществами, дают возможность проводить операции даже у пациентов с отягощенным анамнезом.
Какие варианты предлагают стоматологи при частичном или полном отсутствии зубов? Протезирование и имплантацию. Первый вариант несколько дешевле, но в отдаленной перспективе слишком дорог для здоровья во всех смыслах этого слова. Каким бы не был совершенным протез, он может лишь приостановить убыль костной ткани, ведь она не получает жевательной нагрузки. Кроме того, если речь идет о восстановлении участков большой протяженности, страдает комфорт и эстетика.
Сегодня вся научная деятельность имплантации направлена на улучшение и совершенствование методик. И уже есть чем гордиться. Для восстановления полностью беззубых челюстей могут внедряться всего 3, 4 или 6 имплантов, улыбку можно получить за одно посещение, то есть происходит внедрение искусственного корня и протезирование в одно посещение, и это сразу постоянные конструкции. В сравнении с классическими методиками, происходит существенная экономия времени.
Кроме того, имплантация может проводиться сразу после удаления зуба. Выбор методики и имплантов всегда происходит индивидуально. И можно сказать, что нет той задачи, которую не может решить современная имплантация, а то ли еще будет...