Дезинфекция, как хирургический метод обработки всевозможных ран и врачебных инструментов, появилась не так давно. Много лет медики не понимали важность и необходимость антисептических средств, пока Луи Пастер не доказал существование мельчайших организмов, из-за которых начиналась любая инфекция.
О том, как изобрели антисептик и каковы современные способы дезинфекции, читайте на портале MedAboutMe.
Хирургия и инфекция: как врачи узнали о роли микробов в заражении
Еще целители и мудрецы древности понимали, что инфекция способна погубить человека, поэтому при лечении больных стремились обеззараживать не только раны больного, но и собственные руки. Например, в «Илиаде» Гомера описывается эпизод, как искусный врачеватель обработал рану лекарством. Великий Гиппократ всегда кипятил воду и вино, а также заботился о чистоте рук, когда лечил больного, а индийские врачеватели знали, что рана хорошо заживет, только когда ее тщательно очистят. Согласно Библии, Моисей запрещал касаться руками любой открытой раны на теле.
В истории развития хирургии обозначился явный шаг вперед в 1750 году, когда военный врач из Шотландии Джон Прингл обнаружил способность хинина угнетать воспаление. Прингл опубликовал научные труды, в которых указывал на взаимосвязь болезней и гнойных процессов, он же ввел в обиход термин «антисептик (в переводе с латинского septicum переводится как «гниение»).
В 1863 году француз Луи Пастер доказал научному сообществу, что никакая инфекция не появляется просто так, ее возникновению способствуют крохотные и не видимые глазу микроорганизмы. Открытие было сделано интересным образом: ученый исследовал процесс брожения вина, которое по неясным причинам быстро портилось и теряло вкус.
Оказалось, что в виноградный сок попадают микроорганизмы и вызывают брожение (суть гниение). Ранее считалось, что этот процесс имеет химическую природу, но Пастер доказал, что всему виной активность мельчайших существ, которые обитают повсюду.
Луи Пастер не был хирургом, но прекрасно осознавал опасность проникновения микробов в рану. И в 1878 году в своем выступлении перед представителями Парижской академии хирургии он сказал, что перед операцией рекомендуется вымыть тщательно руки, подержать над огнем инструменты, бинты прогреть при высокой температуре и никогда не использовать некипяченую воду (об этом же способе дезинфекции говорил и Гиппократ).
К великой радости виноделов, Луи Пастер не только нашел причину портящегося вина, но и придумал решение проблемы, которое стали называть пастеризацией. Последняя заключалась в прогревании сосудов при высоких температурах для ликвидации микробов, и только после этого они использовались для приготовления напитков. Такой метод обеззараживания используется до сих пор.
Дезинфекция: как ученые создали антисептик
По-настоящему оценили возможности антисептических средств только в середине 19 века, тогда же и начались серьезные исследования. Впрочем, не всегда открытия врачей находили поддержку коллег: в частности, так произошло с венгерским акушером Игнацем Земмельвейсом. В 1847 году врач заметил, что при родах у обычных повитух роженицы и младенцы выживают чаще, нежели в больнице, и предложил перед операциями протирать руки хлорной известью. Результаты, как говорится, превзошли все ожидания: послеродовая смертность в госпитале кардинально снизилась. На самом деле все объяснялось просто: врачи работали как со здоровыми, так и с больными пациентами, а также практиковали в анатомическом театре, поэтому в больнице возникал своеобразный круговорот микробов.
К сожалению, Земмельвейса не поддержали, так как не понимали, для чего нужна дезинфекция, если никаких микробов не видно, а, стало быть, их и вовсе нет. Кроме того, предположение, что руки врача являются рассадником инфекций, звучало как настоящая крамола.
Земмельвейса подвергли жестокой критике и нападкам, недолгое время его содержали в психиатрической лечебнице, а умер бедный врач в сорок лет от заражения, поранив во время операции палец. Лишь когда Луи Пастер выступил со своей речью о микроорганизмах, научное сообщество признало открытие Земмельвейса, и в Будапеште воздвигли в его честь памятник.
Тем временем, английский хирург Джозеф Листер на основе трудов Пастера сделал вывод, что руки оперирующего врача действительно выступают источником заразы. И чтобы подтвердить предположение, провел в 1865 году опыт с помощью карболовой кислоты, об антисептических качествах которой поведал миру простой парижский аптекарь по имени Лебеф. Листер намочил повязку в растворе, а также распылил его в помещении операционной (англичанин понимал, что в воздухе может таиться инфекция). Более того, врач обработал руки, инструменты и перевязочные материалы.
Именно с Листера начинается медицинская дезинфекция, как система мер, нацеленная на ликвидацию микробов в раневых поверхностях, тканях и органах. На этом фоне хирургия, доселе крайне непопулярная, начинает активно развиваться, поскольку исчезла угроза смерти на операционном столе от сепсиса. Да и в целом до Листера хирурги не рисковали делать вскрытия, так как подобные вмешательства практически всегда заканчивались летальным исходом для пациента.
Отечественные ученые не отставали от мировых тенденций. Так, в 1844 году русский исследователь Н.Пирогов предрек, что близится фундаментальное открытие, способствующее стремительному развитию хирургии. Именитый хирург и сам использовал средства дезинфекции в своей работе, например, нитрат серебра, камфарный спирт или хлорную известь. Ему же принадлежит идея разделения заразных и «чистых» больных по отдельным блокам.
Способы дезинфекции: от древности до наших дней
В давние времена люди применяли растения в качестве средств дезинфекции. Самыми распространенными были мирра, ромашка, полынь, шиповник, алоэ. Позднее в ход пошли и такие вещества, как керосин, соль, сера и мед (последний до сих пор считается хорошим антисептиком у поклонников альтернативной медицины).
Способы дезинфекции в современной медицине включают действие ультрафиолетовой бактерицидной лампы и различные химические растворы для обработки помещений и стерилизации инструментов.