Умение определять время необходимо каждому. И развивать этот навык надо с детства. Как научить ребёнка определять время по часам? Обучать ребёнка в лучше всего игровой форме, это поможет ускорить процесс.
Когда начинать?
С раннего детства ребёнок чувствует течение времени: видит, как день сменяет ночь, что примерно в одно и то же время его укладывают спать, он отправляется на прогулку, завтракает, обедает и ужинает, идет в детский сад. В детском саду режим дня еще больше дает ребёнку ощутить время.
Когда начинать обучение? Если ребёнок умеет распознавать цифры, умеет считать до десяти и десятками, имеет понятие о времени суток, осознает понятия «вчера», «завтра», «сегодня», то можно приступать к обучению. Обычно это возраст пять лет, иногда чуть старше. Все зависит от ребёнка.
То есть, сначала ребёнка надо научить считать, рассказать про время, про день, неделю и месяц, объяснить, что такое завтра и вчера. Когда эти понятия ребёнок уяснит, можно двигаться дальше.
Помогут различные стихи и песни о днях недели и времени суток, яркие рисунки о времени (например, котенок стал взрослым котом), семейный альбом, где ребёнок может увидеть, как менялся он, родители, дедушки и бабушки, а также специальные мультфильмы и обучающие видеоуроки.
Процесс обучения
Полезно проговаривать предполагаемые занятия и соотносить их со временем. Например, в 11 часов пойдем на прогулку, или в 9 часов вечера пора спать, или через пятнадцать минут будет обед.
Можно подготовиться и заранее рассказать ребёнку, что часы необходимы человеку, чтобы он никуда не опаздывал, чтобы успевал сделать много дел.
Для обучения времени необходимо выбрать часы с большими цифрами и большим циферблатом. Лучше всего, если часы будут без декора, так как он будет отвлекать ребёнка. Можно сделать часы самостоятельно из плотной бумаги, пластиковой тарелки или картона.
Сначала надо рассказать ребёнку, что такое часы, из чего они состоят, зачем нужны цифры на циферблате и стрелки. Конечно, начинать объяснение надо с целых чисел, и с часовой стрелки, минутную лучше сначала не вовлекать.
Пусть ребёнок потренируется находить определенный час. Можно воспользоваться яркими плакатами, где изображена деятельность: игра, прогулка, обед. Ребёнок будет соотносить действия и время. Так ему будет понятнее и проще.
Когда ребёнок освоит часы, можно переходить к минутам. Тут надо объяснить, что продолжительность часа составляет 60 минут. Объяснить пятиминутное деление на циферблате. Рассказать, что минутная стрелка двигается быстрее, дать определение понятию «получаса», «четверти часа». Можно для простоты рисовать часы и выделять цветом полчаса, 15, 30 минут.
Разбираться с минутами сложнее, поэтому времени на обучение придется потратить больше. Не стоит торопить и ругать ребёнка, если не получается. Лучше чаще напоминать о времени, спрашивать, который сейчас час, сколько времени осталось до сна или ужина.
В последнюю очередь надо рассказать о секундной стрелке. Продемонстрировать, как быстро она идет.
Чем больше ребёнок будет тренироваться, тем скорее он усвоит этот полезный навык.